Рецензия на книгу
Хребты безумия
Говард Филлипс Лавкрафт
IkeharaValutas14 февраля 2018 г.Протомир в глазах смотрящего
На протяжении чтения Лавкрафта не отпускает ощущение, что произведения были написаны минимум лет на 50 раньше. Лавкрафта совершенно не интересует психологизм, описания потаённых переживаний человека на микроуровне. Сущность человека его привлекала совсем с другой стороны. У его героев нет психики. То есть она невероятно здоровая. Настолько, что позволяет им одновременно испытывать естественный страх всего непознанного и сумасшедший интерес к нему! Страх заставляет называть существ тварями. Кажется гиперболизацией такое немереное наслоение эпитетов «жуткий», «страшный», «кошмарный», «мерзкая тварь» и описания ощущения страха:
«Вспоминая, что мы испытали, как оцепенели при виде чудовищного наследия далекой эры, предшествующей появлению человека, я удивляюсь тому, что мы хоть в малой мере сохранили присутствие духа».И так на протяжении всей книги: одна невероятно гиперболизированная эмоция перекрывает другую, и ты действительно не понимаешь, как герои вообще могут описывать свои переживания членораздельно. Но абсолютная психика выводит их на новый уровень: любопытство по итогу побеждает страх. Их интерес и есть их сила.
Да, Лавкрафт не шел в ногу с литературным процессом (такое чувство, что литературы того времени в жизни Лавкрафта вообще не существовало), но нельзя сказать, что он отставал от него либо опережал. Он существовал параллельно ему… или перпендикулярно… или еще в каком-то отношении с малым количеством точек пересечения, короче – представлял собственный мир. В центре внимания Лавкрафта – понятия «прото» и «сознание». Это не сухое безумное любопытство заставляло Лавкрафта придумывать древних существ. Он представлял измененные, отличные от человеческих формы сознания и восприятия. Это апелляция к неуниверсальности человеческого сознания, к миру и существам, которые не могут быть нами познаны в абсолютной степени, ибо наш мозг просто не приспособлен к этому. И, конечно, неизменный поиск связей, которые прослеживаются во вкраплениях элементов протомира в мир современный: например, спонтанные речи на непонятном языке. Протоинформация не может быть адекватно интерпретирована в современном мире, опять же из-за просто физиологической неспособности мозга к восприятию, что по сути в привычном нам смысле и не дает никакой информации, кроме принципиальной неизвестности. Лавкрафт также дает намеки на генетическую память, проявляющуюся через миллионы и миллионы поколений. Он тот, кто ищет истоки и естество, а физическое представление (в виде существ) – это хороший способ визуализации, хотя, по сути, это абсолютно неважно.
Мир Лавкрафта может отпугнуть неподготовленные умы своей навязчивостью и абсолютной отключенностью от объективной реальности (в каком-то смысле – противопоставление литературным канонам). Автор не подражает, не перенимает, возможно, в какой-то степени, даже недостаточно учится, но зато его творчество выделяется особенной чистотой. Он не пытается быть лучше, не рефлексирует на события своего времени, он просто уводит нас в свою отрасль, действительно глубокую и заслуживающую внимания; он – сознание. Он не путает понятия творчества и депрессии, не подвержен влиянию меланхолических настроений общества, да и, в общем-то, влиянию в принципе. Спасибо Лавкрафту за его самостоятельность, за этот островок самости, за творчество, которое тяготеет, скорее, к философии сознания, а не к анализу социальных и политический явлений (в его фантастически-мифическом мире не вижу сатиры на мир общественный). Тех, кто ценит именно такие вещи, Лавкрафт не разочарует, не смотря на то, что в описаниях быта протосуществ автора, по моим ощущениям, заносит:)
Всё может быть… а может и не быть) Это намек на великое объединение. Мне напоминает это квантовый мир, когда может быть предсказан не точный результат, а только вероятность выпадения того или иного результата. Лавкрафт описал одну такую вероятность, и именно ее фантастичность и дает нам понять, что это всего лишь вероятность:)
Похож ли он на По? – Нет. Но, может, я чего-то не понимаю:) Однако любителям По должен прийтись по душе. Приготовьтесь к отдельному миру, со своими законами у самого его основания. Выключьтесь.
И еще: жил бы Лавкрафт попозже, мог бы писать гениальные сценарии для мультфильмов, ибо, на мой взгляд, только мир мультфильмов способен выдержать и адекватно интерпретировать мир, описанный в его произведениях.
1181