Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лед и вода, вода и лед

Майгулль Аксельссон

  • Аватар пользователя
    Аноним13 февраля 2018 г.

    Вот что меня больше всего удивляет во взрослой скандинавской литературе, так это ее беспросветная мрачность. Один из самых высоких в мире уровень жизни, общество всеобщего благосостояния, и вдруг такая тотальная депрессия и одиночество у всех героев... И вроде бы специально не подбираю такие книги, но везде этот мрак...
    Книга "Лед и вода, вода и лед" в этом плане совсем не исключение. Три поколения одной семьи исковерканы внутри так, словно норны специально сговорились и не оставили этой семье ни единого шанса. На протяжении книги, перемещаясь из прошлого в настоящее, мы постепенно распутываем сотканные ими нити и видим, как из двух сестер-близняшек, лучших подруг в детстве, вырастают две женщины, чужие друг другу. У каждой из них рождается по одному ребенку, и каждый из них становится практически сиротой при живой матери. Каждый из героев закован в свой ледяной панцирь, который сначала помогал не чувствовать боль, а потом стал тюрьмой, камерой-одиночкой, в которой даже самому себе признаться в своих чувствах практически невозможно. Потому что их накопилось внутри так много, что даже маленькая трещина в броне приводит к такому потоку, который невозможно выдержать. Легче потерять рассудок. Или умереть.
    Сюсанна, последний представитель этой семьи, сопровождает нас всю книгу. И я очень благодарна автору за нее. Рожденная только для того, чтобы у ее брата была сестренка, нелюбимая матерью, обвиненная ею в том, что осталась живой, Сюсанна смогла найти внутренний ресурс, воспользоваться теми небольшими возможностями, которые ей дали, и изменить ход судьбы. Она смогла освободиться от чувства вины, смогла перестать быть жертвой и научилась не прятаться, а открыто давать отпор своим врагам. Из маленькой пятидесятилетней девочки за несколько дней превратилась во взрослую женщину, осознавшую, что она имеет право жить, и готовая защищать это право. Словно сам древний бог, воплотившийся на этот раз в ледокол, помог ей взломать многолетние пласты внутреннего льда и выжить при этом.
    Книга написана великолепным языком. Тягучее повествование затягивает в себя, и вот мы уже на борту "Одина" любуемся белыми медведями, тюленями, птичками, рыбками, бесконечными льдами с голубыми лужицами воды. Все тихо, размеренно. А потом вдруг - бамс! - получаем такой удар под дых, что остается только ошарашенно соображать, как вообще такое возможно. И тут же переносимся в красный кирпичный домик, где сначала тоже все тихо и размеренно. До следующего "бамса". И чем ближе к концу, тем больше и больше этих "бамсов", так что оторваться, вырваться невозможно...

    11
    231