Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Politruk8112 февраля 2018 г.

    О Б. Акунине, А. Романове и Э. Фандорин.

    Вот и закончилась сага о великом сыщике. Крайне печально расставаться с героем. А, может, и вправду, пора?
    Эраст Петрович уже не тот? Конечно, что мы хотим от старого человека? Да, он по-прежнему умён, по-прежнему ловок. Но, уже не находит сферы применения своим талантам. Раньше он служил. Служил Отечеству, служил своему кошельку, служил дорогим людям. А сейчас он не знает, кому служить. Не видит. И не хочет. Может, поэтому стал делать ошибки? Ведь, толком, ни одно дело до конца не довёл, всё складывалось как-то неудачно. Эраст Петрович превращается в какого-то созерцателя. Вот он видит улику, но не останавливает. Не моя война, говорит. Так что ж ты делаешь, Эраст тут, не на своей войне? Раньше ты шёл не на свою войну и делал её своей, а теперь не замечаешь того, что касается лично тебя. Здесь жить ты не хочешь, так уезжай. Нет, будем ходить и рассуждать. Стараясь не во что не вмешиваться.
    Не тот Эраст Петрович. А мы всё ждём, не проглянет ли прежний Фандорин, и продолжаем читать. Но Фандорина в романе не так уж и много. Большое место занимает и Алексей Романов. Вот тот знает, кому служить. И служит со всей ответственностью. Романов верен себе. И интеллигентская рефлексия у него остаётся. Он не может избавиться от неё до конца, но очень старается. И добьётся своего.
    Читая «Шпионский роман», мы с друзьями гадали, как Эраст Петрович стал учителем Алексея? Увы, Фандорин и не научил Романова ничему, да и не мог научить, потому что при нём и не применял своих знаменитых способностей. Но, они встретились. И, по моему мнению, Акунин сумел показать этот переход, между героем нашего времени и героем иного времени. Передать разницу между ними. Между действием и бездействием. Но, к сожалению, мы так и не узнали, как Романов стал Октябрьским. Зато, мы узнали, откуда взялся сэр Александр, и это уже плюс.
    Что касается самого автора. Акунина обвиняют в заимствовании. Да, он заимствует. В «Не прощаюсь» множество отсылок и к «Хождению по мукам» и к «Адъютанту его превосходительства». Но, зададимся вопросом, разве впервые он это делает? А штабс-капитан Рыбников в «Алмазной колеснице», к примеру? Ещё автору ставят в вину, что мало Фандорина. Вспомним тогда «Пикового валета», где чередуются главы, или «Смерть Ахиллеса », где вовсе чередуются части, посвящённые главным героям. Но, тогда автор использовал все эти приёмы впервые. Сейчас же он повторяется. Раньше Эраст Петрович менялся и эволюционировал, но теперь же застыл. Или же мы, избалованные литературой, просто стали подмечать все повторы и клише? И, всё-таки, Акунин – мастер. Ожидания широкой читательской аудитории он оправдывает, если не полностью, то во многом. И, неважно, что заставляет тебя читать роман: желание узнать, что будет дальше, увлечение сюжетом, или ожидание того, что вот-вот начнётся, большинство всё также, как и двадцать лет назад, не смогут захлопнуть книгу, пока не перевернут последнюю страницу. И, возможно, название «Не прощаюсь», прозвучит пророчески.

    9
    1K