Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
Montmorency27 февраля 2011 г.Когда я читала рецензии на эту книгу, мне сразу показалось, что написать их без спойлеров невозможно. Хотя бы потому, что уже в аннотации к книге можно узнать, в сущности, абсолютно всё, что говорится на 200-250 страницах книги. И да, можно посчитать, что читать после этого её необязательно – всё равно ничего нового уже не будет. Однако, как я поняла после первых страниц книг, основная зацепка этой книги не в сюжете. Идея её настолько глубже и пронзительнее, что хочется сравнить её с самыми яркими книгами Ремарка, в которых решает не действие, а одно лишь слово.
Итак, сейчас будет очередной немногословный «отзыв-спойлер на книгу, которая сбила мой режим дня на несколько часов и добавила несколько очков в мою копилку преподавательского уважения».
Артур Бертон, он же Феличе Риварес, он же Овод, он же «насмешливый нахал» и прочие-прочие нелестные эпитеты, полученные им в отчаянной схватке с врагами, хотя, на мой взгляд, больше с самим собой.
Читая эту книгу, девушкам, наверное, сложно не плакать, эту тенденцию можно проследить, читая отзывы на этом сайте. Однако мне на удивление не плакалось (хотя вообще я человек легкий на слезы), скорее дрожалось и внималось, впитывалось с удивлением каждое слово, особенно в моментах объяснений Артура с Джеммой и Монтанелли. И прекрасная особенность этой книги – в ней раскрывается не сущность отношений между мужчиной и женщиной, что свойственно любым книгам с намеком на сентиментальность. Нет, в ней этой не главное, намного важнее – моменты душепереворачивающих разговоров отца и сына. Отца духовного ли, как было в начале книги, или кровного отца, как открывается нам в конце первой главы. Пожалуй, весь разговор кардинала и Овода в тюрьме можно подчеркнуть красным карандашом – ничего более пронзительного и жестокого я не читала за всю свою жизнь: боль, сквозившая в каждом слове отца и сына, слова Овода о боге, просьбы его к Монтанелли отречься от церкви и уйти с ним.
После прочтения этих страниц хочется тут же закрыть книгу и спросить себя: «А был ли мальчик, то есть любовь?» Любовь была, любовь была сильнейшей из возможных, но, черт побери, как же запутались из-за нее эти два несчастных человека. Запутались настолько, что один предал другого, а сердце разорвалось в итоге у обоих.
Вообще вся жизнь Артура Бертона заставляет задуматься, на каждой странице книга стреляет в нас каким-то фактом о его разодранной в клочья душе.И вспомните ещё, что ведь душа немая, у нее нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть…
Как признает сам главный герой и, пожалуй, признаю я – то, что подтолкнуло его ко всем лишениям, скитаниям и ранам, совсем того не стоило. Всё было бы намного проще, не сделай он такой драмы из банальных вещей, не придумай себе предательство padre. То, что случилось позже, несомненно, искалечило всю его жизнь, тело и душу, но юность – как бы всё изменилось, если бы он остался дом, не причини он столько боли себе и любимым. Но выбор был им сделан и вот начинается самая страшная часть книги – повесть о непрощении. Из-за нескольких страниц, в которые можно собрать все слова и мысли Артура о том, что у него нет сил простить, можно поменять всю главную мысль книги. Не о боли она, не о любви, предательстве, времени, которые все вместе разрушили жизни этих людей. А о том, что избитой душе никогда не простить того, кто хотя бы косвенно привел её к этой проигранной битве. Со своим телом и мыслями.
Дочитав эту книгу, я как всегда собиралась написать много-много слов в попытке высказать всё, что она оставила на душе. Как всегда не получилось. Прочитай я эту книгу в школе (она вроде входит в программу, но меня благополучно обошла), наверняка эмоций было бы еще больше, но не было бы того осмысления. И вынесла бы я из нее что-то, помимо слез и горечи – вопрос. Всё может быть.
Но книга шедевр. Не романтические сопли, не сентиментальный роман. По-женски жестокая книга, не смягченная ни одним словом, не дающая ни секунды передышки.651