Рецензия на книгу
Два капитана
Вениамин Каверин
Аноним11 февраля 2018 г.Небо меня не подведет, вот за землю я не ручаюсь.
Я писал ее целый день, а когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят. Ничего не поделаешь - помещение занятоЕсли очень кратко:
Книга хорошая, но мне, чтобы ее полюбить, нужно было прочитать это в детстве.
Сейчас я могу лишь уважать. За идеалы, подвиг, судьбы, персонажей. За время и книгу в этом времени.
Полюбить не получилось.
Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верим еще живут на землеНе рецензия, но "я-повествование"
Пять звезд за идею и идеал, искренность, порыв. И что плохое, хоть и плохое, и давится-гнобится долго, дано в попытке психологического анализа.
Ноль звезд за то, что со второй половины она видится чем-то вроде сериала в прайм-тайм, бесконечного унылого сериала, где все всё время выясняют чувства-эмоции отношения и никому не веришь, и все устали, и баба как переходящее знамя.
Во второй части дыры, зияния, лакуны; повествование от лица женщины выстроено так, что выдохнулось, когда точка зрения вернулась Александру.
Что очень хорошо: переплести истории двух капитанов (и это сильная сторона, главная и идейная). Про прорастание жизни. Нити прошлого. Это я люблю, моя вкусовщина.
То, что раздражало (раздражало меня гендерно и архетипично, что глупо и непрофи).
Диккенсовская сиротка, мать его, ни черта не диккенсовская.
Логично, что парня в детстве судьба сестры волнует мало, но так ли это. И действительно ли это детство, если взросление героя показано динамично. Даже мысли не мелькнуло.
Вечная юность (а в этом плане интересно проследить развитие) героя "отмаркирована" автором неоднократно, казалось бы и претензий быть не должно. Про "возраст, который навсегда" и "подросток в душе".
Ты знаешь, мне всегда казалось, что у каждого человека есть свой характерный возраст. один родится сорокалетним, а другой на всю жизнь остается мальчиком 19 лет. Ч. такой и ты - тоже. Вообще многие летчики. особенно те, которые любят перелетать океаны
Нет, все переменилось в моей душе, я чувствовал это! Я больше не был горячим мальчиком, стремившимся, не теряя ни минуты, доказать свою правоту! Я знал теперь, что мне нужнее всего- спокойствие и твердость.(Этому, кстати, у героя можно поучиться)
На размышление: как выглядит рабочая модель семьи Александра и Катерины. У них настолько редкие семейные встречи, что отсутствует то самое, что отсутствовало в Советском союзе (и да, я знаю полную цитату этого телемоста)? Или привет Павел Алексеевич Кукоцкий?
Мне интересно зачем. Вариант нормы? Не прорастание судеб, о чем мы говорили раньше (и, кстати, что отлично представлено на ребенке сестры), а идейно знаковая сгорающая фигура? Модель: муж-вахтовик (?назовем этой так?)/ жена-декабристка. И я не о том, что "даешь каждому по маленькому человеку". И даже не о том, что окружение "обращивается" кучей детворы. Главную пара "не про то". Вопрос зачем. Причем Катя-мать дана. То, как Катя обращается с Петей. Как это интерпретирует Александр. Любопытно весьма.
Нормальная структура личности предполагает первоочередное "Я". Но в позиции попытавшегося сочувствовать и сопереживать "просто читателя", следующий околофинишный пассаж я не могу простить.
И вот я вернулся и мы смотрим друг другу в лицо. Что ждет меня впереди? Какие новые испытания, новый труд, новые мечты, счастье или несчастье
"Гиацинтовыми кудрями" для меня стали колечки на лбу. Это, простите, как?
Пара цитат на память:
Я был тяжелый. но что-то стучало, в голове или в сердце, - и мне казалось, то это жизнь стучит, и возится, и еще строит что-то слабыми, но цепкими руками
...Должно быть, я ничего не видел вокруг себя задолго до того, как потерял сознание, - иначе откуда мог бы появиться рядом с моей головой этот пышный бледно-зеленый кочан капусты? Я лежал в огороде и с восторгом смотрел на кочан.
Что же я сделал, в чем провинился, что пропустил самое важное, самое необходимое в жизни? как случилось, что эти люди пришли к нам и осмелились стрелять в раненых, точно не было на свете ни справедливости, ни чести, ни того, чему я учился в школе, ни того, что я с детства привык уважать и любить?10451