Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним8 февраля 2018 г.Я точно помню, что Бальзак был в курсе зарубежной литературы в университете. И совершенно не помню, какое именно произведение надо было прочитать и читала ли я хоть что-то. Впрочем, название "Гобсек" кажется знакомым, но это ничего не значит (потому что списки литературы мы учили чуть ли не наизусть).
Так что где-то в ноябре я решила прочитать "Шагреневую кожу", которая попалась мне на глаза в каком-то очередном списке книг. И вот что я имею сказать по поводу этого произведения.Википедия нам говорит, что "Шагреневая кожа" посвящена проблеме столкновения неискушенного человека с кишащим пороками обществом. В целом, конечно, с этим утверждением можно согласиться. И общество пороками кишит, и главный герой - неискушен, но что до проблем... То, по моему скромному мнению, все настолько преувеличено и раздуто, что мне было очень сложно воспринимать их серьезно.
Прежде всего, главный герой не вызвал во мне ни малейшей капельки симпатии. Потому что его история, описанная так, как она описана, со всеми вложенными в его уста словами - это гимн феерическому эгоизму. Главный герой - капризный и инфантильный подросток.
Его отец пытался научить его трудиться, но все пошло не впрок. Хотя, справедливости ради, папаша забыл еще и научить его деньги зарабатывать, но это уже отдельная история.
Половина всех страданий, выпавших на долю несчастного - банальнейший эскапизм, вызванный не менее банальнейшей трусостью. Как он наложил в штанишки и сбежал, куда глаза глядят, бросив свою большую любовь, когда стало ясно, что ему действительно скоро конец! И это прекрасное принятие опиума под лозунгом "спать - это все-таки жить"!
А как нам описывают его "любовь!" Возникающая на ровном месте, а? Герой так хорош, что его любят... а вот просто! При этом он зовет себя поэтом и хвалит свою проницательность и понимание человеческой натуры, но раз за разом демонстрирует обратное. На протяжении книги он трактует все события только через призму "это обо мне, это про меня, это чтобы мне". Так и хочется назвать его эго маньяком.
При этом половина книги - "трагический" рассказ о том, какой он бедный и несчастный!
Да его дружок Растиньяк, шельма и игрок, вызывает лично у меня гораздо больше симпатии. Он ничего не знает о труде, но он умеет крутиться и выживать - и не ноет!
А бедная Полина? Ночами работает, чтобы втайне оплачивать нашему герою рубашки, подкидывать деньги на нужды и тому подобное. Ну то есть простая девушка, которая недостаточно хороша, чтобы он ее полюбил (он, видите ли, западает только на благородных дам!), как-то вот умеет крутиться и находить средства не просто к существованию, а к тайной помощи предмету своего воздыхания, а вот он три года сидит у себя на чердаке и тратит наследство. При этом сей знаток душ человеческих умудряется не догадываться, откуда у него чистые рубашки и "случайно завалявшиеся" в комоде деньги! А самый смак в этом то, что как только Полина вдруг становится богатой, у этого червяка мгновенно вспыхивает к ней чувство, каково? При этом он воспринимает как должное то, что она ему денег подкидывала и ночей не спала!
В общем, общество, конечно, было порочное, но оно точно ни при чем! То, что с главным героем происходило - исключительно его заслуга. Бесхребетный, жалкий эгоист, неспособный взять на себя ответственность за свою же собственную жизнь.Читать эту историю было очень тяжело, я на нее три месяца потратила. Дело не только в главном герое, которого на каждой странице хотелось повозить мордой об стол, но и в тягучих, многоярусных описаниях и философских рассуждениях.
И вроде понимаешь, какое было у месье Бальзака послание к читателям, но согласиться с ним никак не можешь. Незачет, короче. Пардон.1154