Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девчата

Борис Бедный

  • Аватар пользователя
    Аноним8 февраля 2018 г.

    Перечитывая многократно пересмотренное...

    Эту повесть я перечитывала. С юности запомнились в основном задиристая Тоська, да яркая Анфиса - покорительница сердец, а потом был фильм, который, конечно, я знаю практически наизусть. Перечитать решила по большей части потому, что все время налетала в рецензиях и отзывах на негативные сравнения с фильмом. И Тоська-де здесь противная, и судьбы Анфисы и Нади - куда более трагичные. Не соглашусь. Для того и решила оставить свой небольшой отзыв, чтобы снова не забыть ощущение.
    Тоська здесь точно такая же, как в фильме, только намного более жалкая, на мой взгляд. Не молодая выпускница кулинарного училища, гордая своей профессией, а бывшая домработница, которую в лес не взяли только за щуплость, и которой просто повезло открыть в себе кулинарный талант. Да, она говорит лозунгами, и пугает всех тем, что "напишет в газету", но ничего за этой бравадой нет. Она одинокая, и отчаянно нуждающаяся в любви девчонка, единственным необъяснимым достоинством которой является то, что она сумела сплотить вокруг себя всех соседок и многих других поселковых ребят. Вот только чем именно - не понятно. Искренностью, разве что...
    И этой честностью, и бескорыстным стремлением поделиться всем, что у неё есть, даже не своим. И эта детская мечта иметь брата... Ох, не знаю, как можно не увидеть в фильме того же Тоськиного дурного нахальства, что и в повести - ведь начинает она с лазанья по чужим тумбочкам. И как можно всерьез повестись на глупую её задиристость - ведь словам-то девчонку в детдоме "добрые люди" научили, а чувствует (да и действует) она совсем иначе. Но, конечно, Тоськина судьба ближе всего к сказке про Золушку, чем к реальности.
    Надеялась я, что история Веры будет рассказана чуть подробнее, но нет. Автор только поднял эту тему, но раскрыть её позабыл. И вот снова Вера - заочница, сбежавшая от лжи мужняя жена, осталась для меня загадкой.
    Что касается Нади, то вот тут я как раз большой трагедии не увидела. Наоборот, тут Бедный к своей героине добрее, чем Чулюкин в фильме. Не поставила Надежда на себе крест, одумалась в последний момент. Может, еще встретит свою судьбу, может, поймет, что не только красота - залог счастья, насмотревшись на ту же Тоську. Хотя именно история Нади в сравнении с фильмом демонстрирует наибольшее несовпадение. Как можно было понять красавицу Инну Макарову, которая с отчаяния хватается за Ксан Ксаныча? Ведь очевидно, что не пара он ей, даже при всей своей мастеровитости... В книге же Надя многократно названа некрасивой и угрюмой, а ведь именно такие женщины часто мирятся с тем, что их выбирают, даже не пытаясь определять свою судьбу самостоятельно. Но я думаю, неспроста отказалась Надя от брака и комнаты, что-то будет в её жизни еще яркое...
    А вот Анфиса... Тут, скорее, фильм выиграл, и не только потому, что походы к ней на коммутатор там не выглядели настолько пошлыми, но и потому что в киноистории ей был дан шанс одуматься, да и отношения с техноруком не показаны всерьез. В книжке всё то же смотрится чересчур морализаторски, в противовес Тоське, а потому воспринимается довольно фальшиво. Вознаградим искреннюю простушку - накажем легкомысленную красотку. Такой советский заказ получился, а не действительный взгляд на женскую судьбу волнующей всех героев красавицы.
    Словом, несмотря на призывы разумных читателей, у меня не сравнивать не получилось. Конечно, фильм и книга - разные, наверняка в них каждый видит и находит что-то своё. С другой стороны, не будь фильма, не будь этого волнующего дружининского взгляда и обаятельной улыбки Рыбникова, я вряд ли бы за такую книжку взялась, и запомнила бы её вряд ли...

    70
    4,1K