Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним8 февраля 2018 г.Я собиралась писать на эту книгу отрицательный отзыв и даже почитала другие рецензии и отметила для себя пункты, с которыми согласна. Но потом я... дочитала книгу. И подумала, что что-то в этом есть. Всё-таки классика на то и классика, чтобы оставаться актуальной и спустя двести лет.
Дальше спойлерно, потому что иначе у меня никак не получается.Текст предваряет предисловие автора, рассказывающее историю создания этого произведения. Наверное, её все знают: Швейцария, Байрон, предложение написать мистические истории и вышедшая из под пера юной любовницы поэта Шелли история Франкенштейна. Современного читателя эта книга не шокирует и не напугает.
Само произведение представляет собой трёхсоставную матрёшку, первая из которых - письма некоего Роберта Уолтона к его сестре Маргарет. Он мечтает о покорении Северного полюса, просто горит им. И с этой целью проезжает от Санкт-Петербурга до Архангельска, где нанимает корабль и команду. Во льдах они встречают одну за другой две санных упряжки, с одной из которых поднимают на борт больного и измученного Виктора Франкенштейна. Придя в себя, он рассказывает свою историю: историю создания чудовища. И это вторая матрёшка. Матрёшка третья - рассказ самого "монстра Франкенштейна".
Книга написана в традициях романтизма. Если герой страдает, страдает он долго и со вкусом. Виктор Франкенштейн - это вам не Рон Уизли: эмоций у него явно побольше, чем у чайной ложки - и они утомляют. Это, конечно, не недостаток, а атрибут эпохи, просто я такое не люблю.
Ещё меня ощутимо царапнул образ "чудовища" и его развитие. Да дети дольше учатся говорить, читать, сопереживать и так далее, чем это создание! Моя мама говорит, что я слишком буквально всё понимаю. Признаю, есть за мной такой грех. Конечно, логика в том, что "чудовище" - разумное существо, жаждущее любви, присутствует. Производила бы эта история такой эффект на современников, и оставалась бы она популярной и сейчас, будь "монстр Франкенштейна", например, злобной обезьяной?
"...Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", - писал Экзюпери. Виктор Франкенштейн не приручил, но создал и отказался нести ответственность. Он сотворил своё чудовище не в тот момент, когда оживил, а когда испугался и убежал. Как ребёнку нужна любовь родителей, так и созданному им существу она была необходима. Виктор Франкенштейн же не видел за собой этой вины.
Я не люблю, когда в книгах меня бесят персонажи. Особенно главные, от которых никуда не деться. Мне так хотелось огреть Франкенштейна по башке чем-нибудь тяжёлым!
В общем, посыл-то в этой истории я вижу, а исполнение мне не нравится, потому что не смотря на все аргументы "монстр" для меня неубедителен.10294