Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним7 февраля 2018 г.- Мне скучно, бес! Выдумай ка мне что-нибудь, что развеет мою скуку.
- Но мы уже всё перепробовали! И в разных сочетаниях...
- Тогда давай мешать всё в одну кучу!
- Но получится же невнятное месиво...
- Зато что-то новенькое!
Возможно именно так и рождался "Вокзал потерянных снов". Но давайте по-порядку.
Итак, мы имеем роман со своим собственным миром. И в нем есть некий город - Нью-Кробюзон, местный мегаполис. Огромный, вонючий, истекающий всеми возможными выделениями и отходами жизнедеятельности. В общем, типичный фентезийный мегаполис, описанный с особым упором на фекально-отвратительную тематику. Кстати, тема отвратительного явно радует автора, он даже начинает роман с ковыряния пальцем в заднице. В общем, перед нами типичный представительно "грязного города", грязь которого выставляется на показ в многочисленных описаниях и которые встречаются на каждом углу.И в этом городе живут представители множества рас, порождений больной фантазии автора. В прочем, тут я даже не против - стандартные гномоэльфы действительно поднадоели, можно и разбавить их водяными, хепри и гарудами. Правда, к середине автор всё равно начинает вставлять банальных демонов и вампиров, причем не ясно зачем. Но о вопросе "зачем" мы поговорим позже. А пока вернемся к персонажам, которые хороши. Тут в фентези вливается элемент киберпанка - герои-отщепенцы, противопоставляющие себя обществу, точнее системе этого общества. Впрочем, элемент киберпанка нас ещё будет преследовать далее, когда оказаться что в городе есть "конструкции" - по сути роботы, которых можно и нужно программировать, которые умеют обрабатывать данные, пусть и работают на пару и магии. Главный герой - Айзек дер Гримнебулин - вполне хорошо выписан. Он ученый, любящий человек, имеет свою позицию по многим вопросам, например, политическим. В общем, хороший глубокий персонаж. И так можно сказать про многих. В целом, распределение глубины персонажей стремиться к нормальному - чем более фоновый персонаж, тем более он плоский, что хорошо. С другой стороны, далеко не все черты и поступки персонажей обладают достаточным обоснованием.
И потому перейдем к сюжету. Точнее, конечно, сюжетам - самих сюжетных веток в "Вокзале" много, как и линий местных железных дорог. С этим всё хорошо, не считая методов продвижения этих самых веток. Мьёвиль абсолютно не стесняется использовать новизну своего мира, так что за частую сюжет начинает двигаться роялями, вылезающими из кустов "вы не знали, а я существую"! А иногда это происходит вообще безмотивационно (см. "финальную битву" и кто в ней участвует). "Роялизм" так же касается достижений местной науки и техники. Потому что автор явно действует по принципу "мне нужно, что бы в мире было вот это, и я это возьму", никак при том не задумываясь, какие сопутствующие технологии должны были бы быть и к какому развитию общества привело бы то или иное открытие. В прочем, это не всегда так - для глобальных вещей, вроде наличия "переделанных" это не относится, но для мелких - применимо во все поля (например, для всего того набора технологий, что нужны для создания "конструкций").
Ну и перейдем к главной претензии. "Вокзал потерянных снов", по сути своей, представляет "приключения тела" - классический фентезийный паттерн про героев, которые преодолевают препятсвия. При том что антураж и жанровые особенности намекают на "приключения духа" - паттерн появившийся в 60-ые годы двадцатого века, и в котором произведение не просто рассказывает о приключениях героев, но и ещё несет в себе некоторую идею автора. И во этой самой идеи произведению и не хватает. По перенасыщенности мира "Вокзал" очень хочется сравнивать с "Ложной слепотой" Уоттса . Там тоже автор намешал внутрь всего и всякого. Но в "Слепоте" каждый элемент повествования подчинен общей идее, несет в себе её крупинку. Мьёвиль же не внёс в свое произведение такой идеи и потому картинка рассыпается. Точнее книга начинает походить на описание сеттинга к ролевой игре: "А ещё у нас есть демоны. Про них никто ничего не знает, взаимодействовать с ними можно вот так вот, для сюжета они не важны, но мы всё равно потратим несколько десятков страниц на разговор о них. Можете потом их использовать, прочитав подробнее в разделе для ведущего". По сути, основной темой этой книги читается "рассказать о крутом мире, что я создал". И это ведет нас к последнему пункту претензий, который крайне субъективен.
Ску-у-учно.
Да, увы, мне читать "Вокзал" было скучно. Потому что несмотря на разнообразие, автор всё рисует в приглушенных тонах, активно поливая сверху дерьмом, отчего на него всё и становиться похоже. Имея "приключения тела", где сами приключения героев несут основную ценность, автор постоянно скатывается в описания городов и ненужных деталей, просто растягивая тем самым повествование. И на это же работают повторенные по многу раз одни и те же описания - что города, что антагонистов (я сейчас про вселенское зло, конечно, а не про людей и прочие полноценно разумные расы). Дочитывался роман в надежде на небанальное разрешение конфликта... но даже его сумели загубить отвратительной банальщиной наперебой с отсутствием логики и роялированием из кустов (даже если всё время показывать на рояль в кустах и говорить что он там меньше роялем он не станет и из кустов не выползет).Основное ощущение по прочтении: "Я прочитал огромное вступление с описанием города. Теперь давайте на его основе замутим хороший сюжет с использованием всех имеющихся особенностей". Но веры в автора поубавилось.
6345