Рецензия на книгу
Лед и вода, вода и лед
Майгулль Аксельссон
Аноним3 февраля 2018 г.Непарный портрет
Элси и Инес родились и жили как часть друг друга. Милые белокурые близнецы вызывали восторг окружающих, мама одевала их одинаково, одна продолжала фразу, начатую другой, даже игры у них были свои – парные. В один момент настал разлад, девочки как лебедь и рак, потянулись в разные стороны. Вокруг этой пары и судьбы людей, связанных с ними, строится сюжет. И хоть сюжет начинается со странных событий, а в конце книги героиня раскрывает тайну (называть это «тайной» преувеличение, но пусть будет), все случившееся между началом и концом вынуждает махнуть рукой на упорядоченность и логичность. Слишком уж многому судьба субъективных домыслов читателя. И еще. Это не сюжет для девочек, обожающих Спаркса или Кейт Мортон. Тут тема для читателей, кто расположен почитать настроение похожее на Достоевского, но у Ф.М. все прочитано.
Автор начала с женщин. И хотя все крутится вокруг сестер, корни всего случившегося, наверняка в предшествующих поколениях. Поскольку это произведение из Швеции, посыпанной снежным настом, с туманом и мглой, то и происходящее покрыто безысходностью и ничтожностью. Женщины здесь в большинстве, но мужчины играют решающую роль.
Герои до некоторой меры странные, абсолютно все замкнутые, а некоторые подвержены психозу. Автору каким-то образом удалось показать путь каждого героя. От изгоя до кумира. От самоуничижения до превосходства. От искупления вины до психиатрической больницы. И здесь каждый сам в себе, соло на фотографии на паспорт, а не семейный портрет. «Мамы, как пуговки, на них все держится» недавно в день матери эта фраза бродила в переписках от дочери к матери. Так вот эта книга как будто из другого мира, где нет мимишных мотиваторов, где каждая мама, каждый отец, каждый ребенок на грани в пропасть. Из страны, где стерлись краски и осталась только боль тяжелой судьбы. И звон «почему» распадается эхом в тишине. Пожалуй, даже книги о войне, о блокадных днях не такие беспросветные, как эта.
35423