Рецензия на книгу
iPhuck 10
Виктор Пелевин
Аноним2 февраля 2018 г.Дон Кихот и его мельницы
Порой я удивляюсь Пелевину – у него при поверхностной, мнимой бесстрастности бывает заложено в текст невероятное количество эмоций. Он – словно персонаж собственного романа Порфирий Петрович – сыплет фактами, включает логику, приводит аргументы, тем самым тоже напоминая искусственный интеллект. Но при этом включает столько сарказма, что, обращаясь к разуму, одновременно умудряется докопаться и дотянуться до психики.
Самое трудное, с чем сталкиваешься при чтении пелевинских книг, – как не скатиться в расхожую реакцию: «Ничего не понял, но мнение имею». Ведь Виктор Олегович настойчиво занимается привлечением в свое творчество вещей узкоспециальных, далеких от интересов широкой публики. От падения читательского интереса его спасает только ореол модного писателя и незыблемая самонадеянность рядовых гуманитариев, которые в половину понятий ни на йоту не вштыривают, но уже привыкли к такому раскладу и не видят в нем ничего противоестественного.
Пелевин обычно делает ставку на актуальность и остросовременность, и его книги могут соперничать с солидной газетой по количеству привлеченных в текст тем. В «Айфаке» тоже до чёрта популярных в разных кругах топиков. Хотя они вполне попадают в контекст: искин, особенности интернет-технологий (продвижение, контекстная реклама), интеллектуальный анализ данных (data mining), хранение и обработка больших массивов данных (big data), распределенные БД (блокчейн). Я ждала, что вот-вот всплывет и криптовалюта, но в этот раз не сбылось… хотя задел как будто намечался – рассуждения о социальной подоплеке экономических процессов и о финансовых институтах. Была пристегнута к делу квантовая физика в лице Дойчевой замкнутой времениподобной кривой D-CTC (hi David Deutsch, high five!). Промелькнула геометрия Лобачевского. Присутствует стёб в адрес этнополитических мифов, которые мало кто может позволить себе полоскать публично. Сартра, Хайдеггера, Хаббарда и легкий сарказм в адрес творческого наследия Марка Ротко можно даже не считать.
Несмотря на то, что действие романа в основном перенесено в виртуальное подпространство, книга как будто не о виртуализации всего и вся. Автор проехался по социокультурным стереотипам и мимоходом осудил недооценку сложности окружающего мира (она же – невежественность, она же – глупость).
Ходят привычные слухи, что очередная книга Пелевина не оригинальна. И это верно. «Айфак» действительно повторяет идею, стоящую в центре любого пелевинского произведения. И эта идея – конфликт в человеческом сознании между миром воображаемым и миром реальным. Но если проанализировать, обобщить и масштабно подытожить, так этот концепт вообще универсален. Ведь основное предназначение литературы – это избавление от заблуждений и иллюзий (n'est-ce pas?)… то есть констатация противоречия и этот самый конфликт в любом приличном fiction-произведении неизбежны.
Традиционный русский вопрос «Кто виноват?» тут преодолевается легко и непринужденно. Нет случайностей, все закономерно. Нет предопределенности, есть причинно-следственные связи и свободная воля. Пелевинским героям не дозволено выбегать на улицу, рвать рубаху, кричать: «Люди добрые, шо творится! Кругом обман!». В информационно насыщенном мире на обманутом лежит ответственность за нежелание быть в курсе событий. Каждый сам себе злобный буратино.
К своим персонажам автор беспощаден и суров. Но отчаянная критика чужих недостатков не мешает ему бережно относиться к личным стереотипам. Посконная национальная ментальность в его романе живет и даже порой побеждает, фиксация на гетеронормативности поражает своей выразительностью, а что делать с феминизмом – ругать или терпеть – автор еще не решил. Ведь если Пелевина что-то не на шутку раздражает, то это сразу заметно. Один издатель, помнится, надлежаще огреб, теперь под раздачу попали литературные критики. Вот такой персональный авторский глитч.
И чего уж тут скрывать, трудно удержаться от искушения не забивать себе голову, не углубляться в анализ написанного, покласть на многочисленные детали, воспользоваться любезно предоставленной автором резолютивной строкой «Жизнь да. Но ой!» и выдавать ее за квинтэссенцию всего романа. Why not? Глубокомысленно и многозначительно. Для любителей попроще и покороче.
Вот только преследует меня мысль, что на самом деле нюансы играют не последнюю роль, оттенки важны, а автор не столь однозначен в проявлениях своего отношения к миру. Но дорогого стоит то, что этот интеллектуал и мизантроп периодически садится на коня, пристегивает доспехи и сражается с невидимым неприятелем во благо человечества. Даже интересно, к чему все это приведет...
434,6K