Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2018 г.

    Только ты, о мой друг, не те выбираешь песни, если подумал что-то на тему смерти... (Сергей Лачинов)

    "Когда ты стоишь у этой черты,
    Из тысячи слов их всего четыре -
    Нет ничего, кроме любви!"

    © Немного Нервно

    "Бабушку" я начала читать сразу же, стоило подружке в пол второго ночи сбросить мне пару цитат оттуда. Начала наугад и наобум, прервавшись только на недельку, чтобы прочесть еще и "Вторую жизнь Уве". Ожидала легкую шведскую комедию - в этих скандинавских семьях вечно все с чудинкой и всё не слава Богу. Да и первые главы располагали. Милая маленькая Эльса местами так напоминала мне семилетнюю (простите, почти восьмилетнюю) меня - правда, я в ее возрасте еще не знала ничего о комиксах (простите, "серьезной литературе"), но лишние буквы в словах и словосочетания типа "одеть/надеть" вызывали у меня такую же реакцию. Да и повадки "супергероя с дисфункцией" - бабушки - были мне ой как хорошо знакомы. Ну вот и читала я себе спокойно, местами подхихикивая. Ну вот ведь так все безобидно начиналось. А потом что? А потом...

    Я не помню, в какой момент сказка сплелась с реальностью, а вставки из жизни Шести королевств Просонья перестали пролистываться и прочитываться по диагонали. Но из песни слов не выкинешь - светлая и даже немного героическая сказка про принцессу Миамаса, девочку-которая-говорила-нет, морского ангела, храбрых ворсов и Волчье Сердце превратилась в огромное полотно из стольких жизней, стольких судеб, стольких тайн и личных драм. Правдивое и до дрожи откровенное, честное полотно. Потому что правда в данном случае состоит в том, что мы не знаем ничего о тех, кто рядом с нами, и еще в том, что те, кто рядом с нами, не всегда те, кем кажутся на самом деле. А в середине этого театра боевых действий длиной в несколько жизней - восьмилетняя девочка. Пускай и умная не по годам, пускай и не по-детски рассудительная - но ребенок. Ей и своих-то, детских, проблем хватает, а тут еще иди, распутывай клубок из чьих-то чужих судеб. И, если подумать, зачем бабушка это сделала? Зачем поручила маленькому ребенку такое сложное, пусть и прикрытое сказочным флером, задание? Да потому, что только Эльса могла сплести вместе сказку и реальный мир. Потому что в голове Эльсы эти две вселенные уже давно соединились, а проводником между ними и была ее бабушка. Но теперь - ее не стало. И осталась Эльса. Эльса - и слова, которые должны быть сказаны. Вопросы, которые должны быть заданы. Ответы, которые должны быть получены. И судьбы, которые должны быть излечены.

    Но получилось ли?
    Да. Получилось.


    • Мипардонус можно строить только на Мибаталосе. Бабушкина идея.
    • Что значит Мипардонус? - спросила Эльса, прижавшись щекой к ворсу.
    • Мамин язык. Значит "я прощаю", - ответил Волчье Сердце.

    Я прощаю. Я-про-ща-ю. Прощаю всех, кого только можно простить, даже если и им есть за что прощать меня саму, и спасаю всех, кого только можно спасти, даже если меня саму никто не спасет взамен. Эта книга не о смерти, нет. Она о любви и о том, что нет ничего, кроме нее. Что перед ней все отступает - и война, и страх, и горе, и даже смерть. Ведь недаром "Миамас" значит "я люблю". А "Мибаталос" - "я сражаюсь". А "Миплорис" - "я скорблю". Я сражаюсь, и я скорблю, но я прощаю, потому что я люблю. А еще... я смеюсь. Смеюсь,


    пока все истории и все времена не сливаются воедино. [...] Именно это и остается, когда мы уходим.

    Смех.


    Эта книга не о смерти, нет. Она - о людях. О людях, которые все-таки смогли. Не без потерь и не без сожалений, но - смогли.


    Построили слова о прощении на руинах из слов о войне.
    4
    295