Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    zzzloba1 февраля 2018 г.

    Когда-то давно, изучая биографии серийных убийц и их классификацию, я пришел к наивному выводу, что со временем общество вылечится от всех болезней, из-за которых нормальные люди становится маньяками. Каково же было мое разочарование, когда я обнаружил, что в постиндустриальном мире с ликующей демократией и визжащей толерантностью статистика серийных убийств не только не снизилась, но выросла в несколько раз. А это значит, что насилия и унижения, с которым сталкиваются дети, стало ещё больше, сексуальные комплексы расцветают ещё быстрее, а уши подростков стали ещё менее устойчивы к религиозно-мировоззренческой лапше. Известный журналист и общественный деятель Стиг Ларссон, скорее всего, был хорошо осведомлен об этой статистике. И задался тем же вопросом: как, черт побери, это происходит?

    В своей книге он наглядно демонстрирует, что современный шведский социализм способен рождать не менее страшных монстров и ломать судьбы людей не менее эффектно, чем оставшийся в далеком прошлом воинствующий нацизм. "Мужчины, которые ненавидят женщин" - это, конечно, только часть глобальной проблемы, но это очень важное высказывание, которое благодаря таланту писателя, раскручиванию бренда "скандинавского детектива" и, чего греха таить, помощи рекламщиков (которым Ларссон уделил заметное место в книге), услышали и приняли как свое во многих странах мира. А что в итоге за жанр получился - детектив, триллер, семейная (или скорее "антисемейная") сага, или подростковое чтиво, - не так уж и важно.

    До книги я добрался после просмотра экранизаций, поэтому полностью разделяю мнение тех, кто считает, что повествование затянуто. Я даже представить себе не мог, что историю семьи Вангер будут рассказывать ТАК подробно. Хорошо хоть не с 18 века начали, и на том спасибо. С другой стороны, в книге большое внимание уделяется коррупционным схемам, политическим интригам, функционированию средств массовой информации, журналистской этике, работе социальных служб - и все это разбирается со знанием таких деталей, которые может знать только человек в теме. Читать об этом скучно, но необходимо, поскольку это и есть ключевые источники основной заявленной проблемы. В экранизациях все это, к сожалению, сильно урезано.

    Хотя, на мой взгляд, шведская версия фильма получилась намного лучше книги. В ней нет раздражающего ощущения сюжетного надувательства, когда у главной героини есть ключи от всей дверей (особенно электронных). Лисбет Саландер, девушка без образования, взламывает компьютеры влиятельных людей с такой легкостью, что странно, как она ещё не вмешалась в выборы в какой-нибудь стране. Ничего, ЦРУ ей займется. Нет в фильме и излишней затянутости и неправдоподобной "правдоподобности", когда герои в каждой сцене пьют кофе, но в еде не нуждаются совершенно. Зато в шведском фильме есть гениальная Нуми Рапас, оживившая гипертрофированную книжную Лисбет. Если кто-то ещё не видел экранизаций, то рекомендую смотреть сразу "Миллениум", мини-сериал, органично умещающий всю трилогию.

    Минусов у книги хватает, но они с лихвой компенсируются атмосферой снежного острова и полным погружением в историю. Именно процесс поиска, а точнее раскапывание истории одной могущественной шведской семьи 20 века, становится тем самым крючком, на который подсаживается читатель. Не считая, конечно, главных героев, балансирующих между состояниями трудных подростков и половозрелых частных сыщиков.

    Она выглядела так, словно только что проснулась наутро после недельной оргии в компании хард-рокеров.

    Вообще вся эта история до жути похожа на вариацию "Малыша и Карлсона", когда к одному из героев, оказавшемуся в положении несвободы, прилетает хулиган с моторчиком и татуировками и начинает его спасать. И как бы они не дружили, но у каждого будет своя жизнь, как бы обидно это не было. Тем более, что у малыша Микаэля все неплохо складывается с Фрекен Бок.

    Возможно, популярность книги превышает заслуживаемый уровень, однако Стигу Ларссону удалось выявить общую тенденцию для всех европейских (и не только) стран. Социальные институты и СМИ учат развешивать ярлыки, мужчины, пользуясь властью и силой безнаказанно насилуют женщин, общество развивается, но подростки становятся все более и более уязвимыми. Лисбет Саландер - это попадание в самое сердце современной неокапиталистической модели. Образ одинокой девушки, впервые почувствовавшей доверие к мужчине в 24 года, это то, что скрывается за ширмой знаменитого социального благополучия Швеции (в данном случае). Буду рад когда-нибудь сказать, что книга уже не актуальна. А пока - спасибо, Стиг. Ты все сделал правильно.

    6
    282