Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Night Circus

Erin Morgenstern

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2018 г.

    Атмосферная книга!

    Осторожно, спойлеры.

    Интрига в книге закручивается вокруг поединка – некой таинственной игры, по ощущениям мрачной и непременно плохо заканчивающейся для проигравшего. Ученики двух магов, представителей разных школ должны схлестнуться в поединке. Перцу в их противостояние добавляет то, что ученики разнополые. Помимо неких таинственных правил в устрашающей игре есть еще назревающее напряжение между полами.
    Интересен сам процесс подготовки к поединку.
    Просперо предстает перед читателем как плохой отец. Он не знал о том, что у него есть дочь. Он увидел в ребенке прекрасные способности к магии, а, значит, возможность использовать его в противостоянии с Александром. Селия учится манипулировать энергиями и пространством. Уроки жестокие, позитивных подкреплений нет или их очень мало. Зато бывают негативные – сожаления об убитом голубе, злость и раздражительность отца на неумение (нежелание) удержать слезы от боли, физическая боль, которую надо преодолеть, чтобы срастить себе кости и восстановить мышцы и кожу. Какая она внутри, эта девочка? Мать называла ее отродьем Сатаны, отец готовит из нее участника. Откуда она черпает силы, где получает положительные эмоции? Этого мы не видим. Но Селия вырастает доброй, способной на самопожертвование, талантливой девушкой.
    Александр в свою очередь выбирает участника. Он немного отстает от Просперо по времени, и, кажется, ученичество во многом пустил на самотек. Мальчик, просто мальчик, «имя не важно – это просто ярлык» развивается сам. Он все время читает, запоминает, повторяет. То, что непонятно со временем находит свой смысл. Учитель занимается с ним иногда, его визиты редки, но весомы.
    Первая встреча. Марко узнает в девушке соперника и в смятении. Она же пока не знает, кто будет ей противостоять. Начинаются «танцы по кругу» - так кружат друг вокруг друга злейшие враги, изучая соперника, выискивая бреши и слабости, прощупывая уровень силы. Она продемонстрировала свою работу с материей, трансформацией. Он зажег магический факел на премьере нового цирка. Оба почувствовали и ощутили магию друг друга. Взаимодействие началось. Он немного впереди нее, на шажочек. Начинается обмен «ударами», а на самом деле это тонкая работа – показать, что ты умеешь, чтобы немного переиграть соперника, но не указать ему свой потолок. Селия до сих пор не разгадала, кто ее соперник, и это держит ее в напряжении. Но не мешает творить. Ее иллюзии уникальны, они не только в шатре иллюзионистки. Магия девушки потихоньку преображает цирк. Селия усовершенствует карусель, делясь с ней своей силой, и деревянный грифон начинает дышать, создает дерево для желаний, и оно живет свой жизнью, проникая корнями в почву.
    Девушка общается с Тсукико, знакомится с сестрами Берджес, с Чандрешем и детьми, родившимися в ночь премьеры и другими людьми, причастными к жизни цирка. Она одинока, по крайней мере мы ничего не знаем, испытывала ли она к кому-либо романтическое чувство. Ведь даже отец, который и сейчас в виде призрака наставляет – читай, контролирует, – дочь, вряд ли вызывает в ней какое-либо теплое чувство.
    У Марко отношения с Изобель. Мне видится ее история так. Девушка, по ее словам, сбежала от навязанного брака, встретила симпатичного отзывчивого молодого человека, с которым нашла много общего. Он приютил ее, обогрел и, вероятно, обласкал. О ее чувствах сложно судить. Есть ревность к Селии. Но является ли это следствием ее любви/влюбленности в Марко, или же это банальный страх одиночества и неустроенности в жизни. Ведь кроме Марко, который охладевает к ней и загорается интересом к Селии, у нее никого нет. Изобель – Мастер Таро и владеет некоторыми приемами практической магии – браслет у нее на руке из волос Марко, переплетенных с ее собственными. Девушка не будет стоять в стороне и смотреть, как уходит Марко. Для Марко ее возможное противодействие только в минус. В противостоянии магов никто не должен вмешиваться. Только двое. Один на один. Таковы правила, которых нет. Никто, ни Просперо, ни Александр не объясняют своим подопечным правила. Не проговаривают. Но правила/условия/законы витают в воздухе, интуитивно понятны игрокам. Этот поединок уникальный, и правила нарушаются. Сам цирк, живой, особенный, по-настоящему волшебный, стал большой ареной. В него вовлечены циркачи и даже посетители.
    Селия и Марко сближаются, влюбляются. Поединок между влюбленными невозможен. Только если довести их отношения до крайней полярности – до ненависти. Но этой парочке везет. Они все-таки ломают правила и остаются вместе. Поединок провалился. Нет ни проигравшего, ни победителя. Молодые маги вместе на очень долгое время, и кто знает, счастье это для них или проклятие.
    Вот казалось бы, речь в книге идет о поединке, о взаимоотношениях Селии и Марко. Но на мой взгляд все события, встречи и герои рассказывают историю цирка. Что он возник сначала как идея, потом как проект, потом оброс уникальными деталями и получил неповторимую внешность, развил свой характер и стал проживать собственную, текущую по внутренним тайным законам, жизнь.

    2
    132