Рецензия на книгу
Декамерон
Дж. Боккаччо
Kotofeiko31 января 2018 г.Однажды, в тогда ещё тёплую зимнюю пору мы с разными знакомыми обсуждали творчество Данте. Один из них вынес свой вердикт "Божественной комедии":
- Я вот прочитал. И что дальше? Мне было не смешно.
И ведь не поспоришь.
- Да и вообще автор не имел права называть свою же комедию божественной. Это уже кликбейт какой-то.
С одной стороны, от самих высказваний пробивает на смех. С другой стороны, этот мой собеседник в чём-то даже прав. Многим, думаю, в школе набили оскомину фразы о том, что то или иное произведение "бессмертно". А вы попробуйте без всяких пояснений дать книгу человеку абсолютно неподготовленному, не знающему её исторического контекста, и посмотрите, в чём такому читателю под силу разобраться самостоятельно! Ушла эпоха - и часть смысла книги ушла вместе с ней.
Та же ситуация у меня с Боккаччо. Читаешь начало - что-то не радостно, и даже не из-за чумы. Начинаются истории, и только ты успеваешь отдохнуть от чего-то мрачного, как оно опять напоминает о себе. Одну девушку, по сути, вынудили вступить в брак наглядной угрозой смерти. Не смешно. Муж хотел избить жену, но досталось служанке. Тоже как-то не смешно. Другой всё-таки избил. Тем более. А в завершающей новелле, видимо, решили всё плохое сконцентрировать. Что тут поделать?
Можно, конечно, сослаться на 14 век. Раньше было хуже, нравы с каждым поколением всё улучшаются, и вообще трава сейчас куда зеленее, чем прежде. В конце концов, есть же в книге другие новеллы, более жизнеутверждающие? Боккаччо вот молодец, не призывает сжигать женщин за измену (ну, если только она это не ради денег, разумеется), даже наоборот, выступает за свободные отношения. И даже мужская беременность в книге есть! Ну почти.
Можно сказать, что мы будем рассматривать "Декамерон" исключительно как литературный памятник. Да, в современном мире представления о морали несколько изменились, ну и что? Мы изучаем книгу для общего сведения, чтобы знать, как дела обстояли в те времена.
А можно покритиковать персонажей, эпоху и порадоваться, что мы не там, а здесь (и пожалеть, что не в 25 веке).
10297