Рецензия на книгу
Нетопырь
Ю Несбё
Аноним30 января 2018 г.I call her medusa.
Прорабатывая книгу с карандашом, кончик его грифеля обязательно прикоснется к предложению, которое, по-видимому, является главным во всем романе. Карандашик будет медленно скользить по строчкам цитаты, а слова будут понемногу проникать в мозг, создавая образ человека, леса и секретных тропок, которыми пронизана дремучая чаща. Огромное, необъятное пространство раскинется перед нашим взором. Мы аккуратно, боясь нарушить спокойствие этого места, шагнем туда. Проведя там какое-то время, мы понимаем, что можем бродить нескончаемо долго, превратившись в странника, который похоже совсем запутался в веточках деревьев и больше не различает пения птиц. Если мы все же выберемся из густого, похожего на манную кашу с комочками леса, то непременно окажемся на берегу моря или океана. Мы выходим из чащи на берег какого-то пляжа и видим, что он усыпан медузами. Все точно во сне. Мы устали, но голова продолжает работать, а легкие все еще наполняются воздухом, и мы вспоминаем, что когда-то нами было прочитано, что медуза — это символ статики, гармонии и равновесия. Дремучий лес. Медузы. Человек. Человеческая душа.
Давайте обойдемся без прелюдий? Ведь все прекрасно умеют читать и знают, что это первый роман о полицейском из страны троллей. Правда, думаю, что мужчину, дыхание которого заставляет потеть стекла в машине, все же нужно представить. Харри Холе. Он не попросит вас любить его и жаловать, но постарайтесь запомнить его.
Вместе с Харри мы отправляемся в путешествие по солнечной, раскаленной Австралии. Нам приходится поддерживать темп Усейна Болта на стометровке, чтобы поспевать за инспектором, но мы ребята тренированные, поэтому не даем шанса норвержскому полицейскому оторваться от нас. Странно, но яркую страну как будто вывернули наизнанку. Пробежку радужной не назовешь: слева наркотики, справа проститутки, а тебе навстречу мчатся лица нетрадиционной сексуальной ориентации. Где кенгурушки? Харри, наверное, просто знал, как с помощью короткой дороги привести нас туда, куда нужно. Но даже для такого спринтера, а точнее именно такому спринтеру, каким он является, во время занятия спортом нужно давать отдых, поэтому иногда длинноногий гигант предлагал заглянуть в какой-нибудь не очень симпатичный бар, чтобы послушать австралийские сказки и, возможно, очаровать кого-то своей улыбкой. Оба пункта плана были выполнены с успехом.
Начинает складываться впечатление, что мы бегаем просто так. Нет, мы, конечно, за спорт, но цели определенные все же преследуем. По большому счету на протяжении всей дистанции мы пытаемся разгадать природу человеческих поступков. Думаю, ищем мы не убийцу, а то, что сидит в каждом из нас и заставляет совершать те или иные деяния. И неважно - хорошие они или плохие. Никто, кроме нас самих, не может в точности сказать, что твориться в наших головах. Да и мы сами порой этого не знаем.
Если бы опера по мотивам романа «Нетопырь» ставилась бы в знаменитом сиднейском театре, то вряд ли она собрала бы уж очень много аплодисментов. Как-то по-детски наивно был написан роман. Харри слишком быстро очаровал девушку. Они слишком быстро влюбились и уже больше не могли жить друг без друга. Изо всех щелей так и перли подсказки о том, кто же является главным антогонистом. Да, наверное, если бы инспектор быстренько их разгадал, роман можно было бы заканчивать после первых глав. Но все же почему лидер норвержской полиции упорно пропускал их мимо глаз и ушей. Думаю, что фишка «Нетопыря» все-таки заключается в простоте и быстротечности. Несбё не грузит нас заумными изречениями, а доносит свою мысль простенько, но очень здорово. Может, аплодисментов опера и не сорвет, зато заскучать народ она точно не заставит.
Запыхавшись, устав, поборов алкогольного монстра, найдя убийцу, мы добежали до финишной черты. Остался последний прыжок. Мы сделали это. Вдруг Харри достает из кармана клочок бумажки и отдает нам, чтобы мы прочли то, что выделено карандашом. Мы медленно разворачиваем бумажку, видя, как глаза инспектора все еще источают грусть. «Наверное, ответ на главный вопрос нам так и не удалось найти», - с сожалением произносит Харри. Он прощается, говорит, что ты сможешь вновь встретить его в Бангкоке и уходит, оставив тебя с клочком несчастной бумаги - один на один. Развернув ее, ты медленно читаешь: «Человеческая природа — лес дремучий, который никогда не узнаешь до конца». На лице появляется легкая ухмылка, и мысли уносят тебя на пляж, кишащий медузами.11252