Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним22 февраля 2011 г.Люблю Фаулза. За непохожесть одного произведения на другое, за непредсказуемость, интеллектуальность, ироничность, за даруемый им необъятный простор для собственных размышлений.
«Башня из черного дерева» тонко переплетается с гениальным «Волхвом». Наставник, испытатель, искуситель – престарелый художник Генри никого вам не напоминает? Правда, молодой рецензент Дэвид глубже, опытнее и самодостаточнее Николоса Эрфе.
Даже и не знаю, какая линия повести преобладает: то ли запретно-эротическая, то ли творческая. Тема художественного созидания поднята Фаулзом с какой-то щемящей болью и горечью утраты. Искусство вымирает. Произведения создаются ради точеной линии, строгой формы, четкой палитры. Берясь за белое полотно, живописец уже представляет, какими лаврами он будет вознагражден за еще невоплощенный шедевр. Современным творцом движет интеллект, а не импульс, страсть, порыв. Отсюда – наносность и неестественность искусства: абстракционизм, концептуализм, оп-арт, поп-арт… Сознание перевернуто: поразить публику, а не приобщить ее к прекрасному, самовыразиться формально, а не выплеснуться целиком.
Писатель не был бы собой, если б вновь не затронул отношения мужчины и женщины. Привязанность возникает не из физиологии. Конечно, это натурально, но настоящая близость возможна только благодаря духовному единению (как бы пафосно это не прозвучало). Уступив внутреннему зверю, можно погубить нежность и… тайну.
Фаулз испытывает своего героя, окружает его соблазнами, заставляет переосмыслить все то, чего он достиг и к чему стремился. Такой ли он верный муж, талантливый художник, дерзкий учитель, эрудированный рецензент? Минуты тяжкого сомнения и изматывающей рефлексии. А потом – возвращение в реальность. Уцелел?221