Рецензия на книгу
Сказки здравомыслящего насмешника
Шарль Нодье
Аноним28 января 2018 г.Сказки (для взрослых) здравомыслящего (даже чересчур) насмешника (без комментариев, ибо он буквально издевается).
Уважаемый читатель, настоятельно прошу внимательно вчитаться в следующие два предложения.
Если, прочитав эту краткую инструкцию, Вы поймёте, что Вам лениво/не Ваше/в другой раз, то не дочитывайте рецензию - поверьте, ничего нового Вы в этих сказках не почерпнёте.
Если же Вы любите рефлексировать и не только о себе, тогда смею Вас заверить, Вы пришли по адресу, здесь будет ВСЁ.Инструкция к прочтению:
Во-первых, не ведитесь на первое слово. Вот не сказки это. Шахерезада рядом не стояла.
Во-вторых, стоит перед прочтением сказок обратиться к истории. Как известно, изучив причины происхождения тех обстоятельств, в которых мы оказываемся, разрешить возникающие проблемы намного легче, чем действовать вслепую.
Так вот, в тот период времени Франция пережила больше революций, чем некоторые страны - за всю историю своего существования. Революция за революцией, попытки достичь совершенства наложили сильнейший отпечаток, - все сказки пронизаны издёвками, которыми так славился Овод, - если читаешь подряд пару десятков страниц сказок и вникаешь в суть происходящего, то начинаешь много смеяться, почти над каждым вторым предложением. И конечно же, нужно обязательно читать примечания, иначе можно утерять чуть ли не 99% закладываемого смысла, а ведь переводчица, госпожа Вера Мильчина, постаралась на славу и не поленилась объяснить чуть ли не все спрятанные за вуалью прошлого изюминки.Невозможно не отметить вот что: если сделать перерыв в один день, а потом вернуться к тем выделенным фразам, которые позавчера казались смешными до взрыва диафрагмы, сегодня они же покажутся грустными и могут вызвать разве что «горестную ухмылку бытия». Наверно, это и есть талант писателя: втянуть читателя в созданный мир и заставить жить вместе с героями.
Пусть этот мир абсолютно безрассуден, крайне абсурден и смертельно нелогичен, нарушает все законы физики и мироздания в целом, каждая история имеет чёткую линию повествования, чётко взаимосвязанную причинно-следственную связь. И если убрать лишнее: всю мишуру, все прикрасы, созданные с той лишь целью, чтобы воссоздать атмосферу грандиозного театра-маскарада в Вашей голове, начинаешь сомневаться - а сказки ли это? Ведь останутся голые факты, взаправдашние аксиомы нашей жизни, о которых из такта и вежливости умалчивают, дабы не ставить никого в неловкое положение.
Там мысли ровно такие, какие они есть на самом деле: все мы их рано или поздно обнаруживаем при попытках понять смысл жизни или хотя бы поступки окружающих. И испокон веков довольно часто боязливо прячем подальше, тихонько нашёптываем самым доверенным людям, не в силах более держать в себе. Или вовсе поражаемся, насколько же непросто быть «Человеком».Забавно, что сам господин Нодье считал наш вид обречённым, будучи уверенным, что «насекомые Творцу удались куда лучше людей». Верный себе, он прямо называет нас с Вами «чумой», а где именно я Вам не скажу, ибо спойлерить же нельзя.
Но одно дело - додуматься до них как бы самостоятельно, а другое - найти подтверждение на бумаге, на напечатанной странице, которому уже почти 200 лет. Не то, чтобы всё напечатанное, имеющее солидный возраст, суть незыблемая истина, но если кто-то с Вами соглашается, Вы же чувствуете в своих догадках некоторую уверенность и видите в них уже не просто «шальные мысли»? Так что Шарль Нодье лишь подчёркивает/подталкивает к этим банальным, оттого бесконечно грустным, ведь так будет ещё ооооочень долго, реальностям.
Возьмите как-нибудь чашку чая… нет, чайник… ладно, кастрюлю чая, эти сказки и отдохните от стереотипов, от неразрешимых проблем, от этой сумасшедшей современности и перенеситесь в столь красивое и хорошее «раньше было не так» прошлое - в Париж 19-ого века. Путешествие будет безболезненным, Вас точно не казнят за крамольные мысли, так что смело домысливайте - господин Нодье лишь рад будет. Но только вначале Вы будете смеяться много над глупыми политиканами, над несуразными попытками людей понять и донести мысли, а потом в какой-то момент придет осознание. Горькое, как невкусный сироп от кашля, но такое же полезное: (кстати, Нодье был сторонником теории, что всё в этой жизни уже было сделано, а последующие поколения занимаются вечным плагиатированием и усовершенствованием за неимением лучшего, и потому, например, призывал читать самые ранние «первоисточники», ибо оригиналы давно утеряны. И эта теория применима и к транслируемому им самим, ведь) все новое - давно забытое старое.
Сказки пигмея или нет
«Сказки здравомыслящего насмешника» (СЗН) напомнили мне «Слова пигмея» (СП) Акутагавы Рюноске.
В чем же сходство с Пигмеем, спросите Вы?
Ведь господин Акутагава писал вроде бы проще, и вообще он - японец.
Да и начиная читать сказки, сначала думаешь «ЧТО ПРОИСХОДИТ?!» - Вы просто оглавление полистайте, там уже голова кругом идёт. А потом вникаешь и понимаешь, что всё это - отражение того периода времени, только не обычное, а как у господина Кэрролла - зазеркальное - несуразный мир чудес, непоняток и просто безумных историй. С тем лишь отличием, что, повторюсь, все СЗН пронизаны наипрямейшими остротами, обличающими, по мнение господина Нодье, фальшь отдельно взятых людей и/или же всего мира.Так в чём же сходство СЗН и СП?
А вот в чём: оба автора дают пищу для ума, но не простую, не как уроки физики - формулы расчётов, жизнь-то всяко сложнее будет, а идеи, мысли, которые каждый из нас так или иначе когда-либо слышал/ловил в потоке собственных.Это мысли о жизни, самой разной,
как в Бобовом Даре и Душистой Горошинке (одно название выносит мозг, но когда вчитываешься, понимаешь: мозг всё также выносится, но вносится столько новых очевидностей, что оно явно того стоит!) - в истории о нежной любви, не только МЖ, а самой разной, самой-самой, будь то родители, собственное Я или весь мир.
как в трилогии о Вздорике - в эпопее о собрате Мюнхгаузена, который, в отличие от первого, был в почете, да настолько, что внёс и унёс с собой мир в своей почти родной стране.
как в Притче - в басне о жадности, преданности, мудрости и банальной человеческой глупости, которая может быть и «светлой», и «грязных оттенков».
как в записках Жирафы - в письме, которое, волею случая или нет, содержит в себе описания чуть ли не всех пороков человеческих (речь идет не о библейских «не убей, не укради» и тд, а о том, что все мы - постаревшие дети, которые слишком сильно заигрались в «самых разумных существ на планете», а на деле ничуть не лучше глупых обезьян), адресованное любимому, который далеко-далеко.
как в сказке о Лисе - в печальной повести о свете, где Ромео безразличен был Джульетте, которую (повесть, не Джульетту - она сама там и без автора нехило жизнь себе попортила) последними двумя строчками ещё и осквернили так, что не отмоешь.
как в сочинении о путешественнике Кау’т’чуке - пересказе грандиозного непервооткрывателя, которым совершены не то, что бы открытия географические, но в очередной раз, как и во всем сборнике сказок, «глазные» на очевидные очевидности.Да, Вы верно поняли: сказки здравомыслящего насмешника - это сборник, сборник разношёрстных историй, заметок о жизни человека умного, образованного, настолько, что «… наградою за мое пристрастие к жизни созерцательной и за полученное мною эксцентрическое и гуманитарное образование, неизменно служили мне нещадные побои и язвительнейшие насмешки» - сказала бы я, но я не изучала его биографию, чтобы делать подобные утверждения, но эта цитата, взятая у него же, прекрасна.
И таких там море. Однако я не смею выделять какие-либо для Вас, хотя моя книга испещрена закладками настолько, что из них можно отдельную сказку написать. Я лишь хочу, чтобы Вы, если решитесь пуститься в это безумное, мозговыносящее путешествие по страницам, написанным человеком, фантазия которого ничуть не уступает оной Иеронима Босха, сами выделили для себя недостающие лично Вам столь ненужные никому идеи.PS Если обиделись на последнюю фразу, сразу загляните в Жирафу, она Вам все объяснит.
PPS Феминистки, осторожно, незлой господин Нодье был против и не против умных женщин, он Вас может взбесить.
5275