Рецензия на книгу
Видоизмененный углерод
Ричард Морган
Аноним28 января 2018 г.возможны небольшие спойлеры
Книга читается очень хорошо. Повторюсь, книга очень хорошо читается, если не на одном дыхании - то быстро. Поэтому всё-таки поставлю 4 балла - за то, как написано и не сомневаюсь, что грядущий сериал может получиться отлично.
Минусов - масса. Главный минус - неверибельный мир и неверибельный главный герой. Если после этого книгу можно-таки с удовольствием читать - надо признать, что автор талантливый.
Герой
Герой якобы невероятно крутой спецназовец, имеет невероятно крутую подготовку в корпусе "чрезвычайных посланников". Выглядит это примерно так:
1) полиция врывается в притон, расстреливает людей, потом спохватывается, что это не совсем законно.
Полиция: ой, чё это мы наделали, чё делать-то, это же незаконно было
Герой призывает на помощь всю подготовку чрезвычайных посланников, она нацеливается, координируется, выплывает, концентрируется, выдаёт ответ- А ВЫ СКАЖИТЕ, ЧТО ВСЁ ТАК И БЫЛО
Полиция: это как?
Герой: ну когда вы пришли, уже все эти люди были застреленные, а пистолет, из которого они были застрелены, случайно потерялся
Полиция: АБАЛДЕТЬ так и скажем
(я не выдумываю, один из эпизодов романа так и выглядит)
2) Герой призывает на помощь всю подготовку чрезвычайных посланников, подготовка координируется, всплывает, всё просчитывает, выдаёт гениальный вопрос к подозреваем- а чё вы делали в среду в 11.03 в баре три свёклочки?
Подозреваемый: отлезь, гнида
Герой: ну ок
Такие ситуации повторяются много, много раз.
3) Герой призывает на помощь всю подготовку...- а чё вы делали в среду в 11.03 в баре три свёклочки?
ХЛОБЫСЬ!
Герой очнулся привязанным к вершинам Кавказа клейкой лентой, канатами, цепью Ангайнор, алиментами - нужное вычеркнуть
Подозреваемый: а сейчас мы будем клевать тебе печень, Прометей недоделанный
Герой: ой
При "крутости" героя ситуация "упал, очнулся в руках врагов" повторяется раздражающе часто. Да, это распространённый штамп "крутого" детектива. Но у классики такого детектива (на которую автор ориентируется) объем бывал страниц по 200, и соответственно, так такие сцены повторялись один, максимум два раза. После четырёх-пяти - это начинает раздражать.
Мир
Как уже было сказано выше, автор ориентируется на "крутой" детектив 1930-х. Если бы это было написано в 1930-х - ладно бы. Но роман был написан в 2002-м, и, честно говоря, это было очень плохое время, чтобы написать эту книгу.
Дело происходит в 25 веке, когда люди освоили клонирование и пересадку разумов. Но при этом в этом мире по сути, нет мобильных, нет вызова такси (такси в книге очень много) через мобильный - их надо ловить, не все такси оснащены GPS и записью маршрута (якобы только в самых богатых таксопарках). Порнуху продают с дисков из-под полы.
Абсолютно не верю в виртуальные бордели и в то, что виртуальный секс дороже реального. Каким бы ни было сложным оборудование и программы в виртуальных притонах - рано или поздно должны появиться его домашние аналоги (как это происходит со всей техникой, тем более, что программы-то эти легко должны переписываться), и тем более абсурдно посещение дешёвого виртуального борделя сверхбогатыми людьми.
Hard-boiled детектив эпохи Микки Спиллейна и позднее автор изобразил замечательно, с обыгрыванием всех штампов: соблазнительная жена заказчика, подпольная арена, миллионеры-извращенцы, зловещие китайцы (тут монголы), несчастные проститутки, таинственный отель (вот отеля бы можно и побольше))), бедняки, которые расплачиваются за преступления богатых и т.п. Из более поздних, но тоже распространённых штампов - шофёр-идиот и женщина-латино-полицейский (привет Риццоли и кому только не привет).
К сожалению, соблюдение антуража 1930-х ведёт к полной неверибельности атмосферы XXV века. Ситуация в колониях, из которых происходит герой, описана ну не сказать, чтобы хорошо: космическое окружение Земли подозрительно похожа на земное окружение США в представлении среднего американца - мусульманские террористы, пламенные латиноамериканские поэты-чегевары, романтичные японские якудза-самураи, а на Земле ещё и традиционно чудовищный маньяк Дима из-за границ цивилизованной Европы (в нашем случае почему-то из Улан-Батора).
Ещё один штамп: герой - обязательно сексуальный гигант, у которого всё время эрекция, феромоны, желание и т.п. В результате книга "обогатилась" двумя идиотскими сценами секса со всеми традиционными нефритовыми жезлами, брызжущей спермой и т.п. Очень неприятны сцены пыток, впечатлительным людям их лучше пропустить, хотя, конечно, они и более необходимы в сюжете, чем три страницы совокупления под кайфом.Итог: книга читабельная, очень занимательная и динамичная, один раз прочесть, безусловно, стоит, хотя нестыковки между антуражем голливудского "нуара" (действие, кстати, происходит в Сан-Франциско, который почему-то переименовали) и высокотехнологичного мира будущего могут раздражать тех, кто не может на 100% отключить мозг:)
Немножко понравившихся мне кадров из сериала:
Такэси и Рейлинн в своих первоначальных телах (Уилл Юн Ли и Дичен Лакмэн)
И да, в фильме додали: вот он, отель собственной персоной:)
В фильме отель "Хендрикс" называется "Ворон", а его человеческую ипостась зовут "По") Очень мило)2647