Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собачье сердце

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним28 января 2018 г.

    Говорить - еще не значит быть человеком

    Неоднократно слышу от ярых собачников одну фразу: "Как жаль, что собака не умеет разговаривать". А у меня в это время в голове проскальзывает мысль: "И слава богу". С самого детства мне настоятельно пытались вдолбить, что молчание - это золото. И, как показывает жизнь, таки да.


    Говорить - еще не значит быть человеком.

    Михаил Афанасьевич хоть и не подтверждает моих мыслей, но и не опровергает. Проводится тонкое сравнение между умственными способностями плешивого уличного пса и, казалось бы, высокоинтеллектуального создания матушки-природы - человека.
    Грязную человеческую сущность очень сложно завуалировать или упрятать, и не всем, к превеличайшему сожалению, это удается. В данной повести отлично можно отследить попытку осуществления сценария из грязи в князи. Фамильярный пролетарий Полиграф Шариков становится эгоистичным, подлым и грязным существом, которое презирает буржуазию и даже своего создателя.
    Мне нравилось следить за эволюцией эмоционального состояния профессора Преображенского. Изначально он останавливал Борменталя в любых попытках остепенить Шарикова.


    Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему.

    Но, спустя некоторое время, с каждой выходкой новоиспеченного человеческого создания, щеки профессора приобретали яркий румянец, а из глаза искрились гневом. Как известно, терпение не вечно и имеет свой предел...

    А еще мне понравились напевания, которые проглядываются на протяжении всей повести из поэмы Алексея Константиновича Толстого "Дон Жуан":


    Гаснут дальней Альпухарры
    Золотистые края,
    На призывный звон гитары
    Выйди, милая моя!
    Всех, кто скажет, что другая
    Здесь равняется с тобой,
    Всех, любовию сгорая,
    Всех зову на смертный бой!

    От лунного света
    Зардел небосклон,
    О, выйди, Нисета,
    Скорей на балкон!

    От Севильи до Гренады
    В тихом сумраке ночей
    Раздаются серенады,
    Раздается стук мечей;
    Много крови, много песней
    Для прелестных льется дам —
    Я же той, кто всех прелестней,
    Песнь и кровь мою отдам!

    От лунного света
    Горит небосклон,
    О, выйди, Нисета,
    Скорей на балкон!


    А еще в повести неоднократно вспоминается опера Джузеппе Верди Аида.

    7
    526