Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним26 января 2018 г.Проблема главного героя - это его незрелость и в некоторой степени чрезмерность (даже в своем аскетизме в начале романа он чрезмерен). Он маятник - от одной крайности до другой - от нищеты до богатства - от любви до ненависти - от всеразрушающей страсти и кутежа до бесчувственности и сна - от слепоты до провидца (в начале романа он ослеплен блеском общества, в конце романа он видит, что таится за всеми этими яркими масками).
Он жаждет обладать всем и сразу, любая цель, которую он ставит перед собой таит в своей основе желание превосходства. Все ценное и истинное для него отражено лишь в ярком свете богатства и общественного восхищения, все прочее меркнет и остается им не распознанным.
Эгоизм и страстность его натуры губят Рафаэля. Это хорошо видно в последней сцене, когда он умирает
Умирающий искал слов, чтобы выразить желание, поглощающее все его силы, но только сдавленный хрип вырывался у него из груди...Наконец, не в силах больше проронить ни единого звука, он укусил Полину в грудьОпаляющая, опьяняющая страсть, нестерпимая жажда обладания - опалили и сожгли его душу.
Полина. Скромная, тихая, но в то же время сильная, мужественная. Ее любовь нежно заботилась о нищем Рафаэле, отвечала страстью на страсть и была готова идти с ним до конца. Истинные ценности олицетворяет эта скромная и тихая девушка. Полина - это душа.
Рафаэль не замечает своей души - растрачивает ее - это и не доведенный до конца труд жизни, это монеты, заработанные Полиной, брошенные к ногам Феодоры (общества), это исповеди среди пьяной оргии и пошлости. Все это символично показывает как расточителен главный герой с самым ценным богатством мира (бесценным).
В бушующем водовороте пошлости и шаблонности, среди мишуры и подделок, человек отдал самое ценное за пустое и бессмысленное.
Опаляющая энергия эгоизма и жажды обладания губит не только Рафаэля, вместе с ним сгорает и Полина (как его душа).
Но она остается как образ, как символ, как живая страсть, как любовь, как красота мира и как солнце, освещающее тьму, как защита и надежда, как сама жизнь.Так и напрашивается вывод - насколько важно быть умеренным и найти баланс в своей жизни. Тема умеренности во всем - одна из важных тем романа, на мой взгляд.
В конце образ Феодоры противопоставляется образу Полины. Феодора как олицетворение общества. Ее можно увидеть в Итальянском театре, в Опере, она везде, а следовательно, игра продолжается...
Конечно, это только одна перспектива, мое субъективное мнение, то, что бросилось мне в глаза...этот роман многомерен, символичен, здесь таится много философских рассуждений и смыслов...
16785