Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним20 февраля 2011 г.Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостьюКнига понравилась, но без щенячьего восторга.
Впечатлившись чужими отзывами, я не ожидала, что книга будет легко читаться. Но читается она гораздо легче, чем я ожидала. Первые страницы вызвали смятение - такое же, видимо, как смятение молоденькой девочки-педагога в первый рабочий день. Ощущение острого бреда просходящего (совсем, как в произведениях Кафки), транслируемое в начале книги, сменилось желанием поскорее вырваться в другой мир - совсем как у мисс учительницы, решившей перейти в колледж, где бы она могла спокойно преподавать Чосера, а не няньчиться с неблагополучными юношами и девочками, слишком уж взрослым из-за проблем вне школы, и в то же время, так нуждающимися в чужом тепле.
Я всё же порадовалось в конце книге, что он, этот самый конец, не был полностью тривиальным. Да, девочка не стала героем по-американски - она не ушла на другое, гораздо более комфортное место работы, она осталась не-победителей с детьми в школе. Но что, на мой взгляд, важно, так это то, что она поняла, что закрывалась от детей и никогда не видела их реальнами. Это, мне кажется, - не просто прорыв, а прорыв тысячелетия педагоги из русской традициии. Почему из русской? Потому что Бел Кауфман, она же Белла Михайловна Койфман, до десяти лет жила в России и, наверное, она впитала этот русских дух сеять "разумное, доброе, вечное". Очень уж ее учительница похожа на педагогов конца 19-ого-начала 20-ого века, несших свет в чужие непросвященные умы. Может быть только, что эта девочка, уже в США, поняла, что не имеет она права навязываться и вдыхать в детей свое понимание жизни.
Ну, и вот еще такая предательская мысль бередит душу - за рамками всеобщего восторга от книги и дифирамбов ей - если у этих подростков/юношей действительно был шанс говорить то, что они думают, открыто протестовать, то разве канцелярщина была такой уже большой проблемой? Да, именно эта молоденькая девушка дала школьникам такую возможность. Но а как же другие учителя? Ведь они в большинстве своем тоже описаны отнюдь не моральными уродами... В общем, мне кажется, нон-конформизм главной героини сильни преувеличен...Дописано через 2 недели: нет, пожалуй по горячим следам я погорячилась. Героиня все-таки сделала для себя сверхогромное открытие, когда поняла, что она любили абстрактных детей, а не конкретных. Я думаю, именно из-за этого книга стоит того, чтобы ее прочесть.
1527