Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества. Повести и рассказы

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2018 г.

    Я продала свою душу Маркесу и навсегда ментально прописалась в Макондо

    К писателю.
    О, Маркес, Маркес. Что же ты со мной делаешь? Ты вывернул меня наизнанку; поменял местами полушария мозга; вырвал мое сердце и бросил его к ногам полковника Аурелиано Буэндиа; ты заставил меня искать на карте Колумбию и Аракатаку, вынудил прочесть твою биографию и библиографию; увлек в свой магический реализм, а затем вернул и сказал: "Ты все еще не понимаешь? Тогда смотри внимательнее. Видишь, вот там на лавочке под каштанами сидит Хосе Аркадио Буэндиа, он уже стар и одинок, но по сей день размышляет о великом магистерии. А вот к нему подходит Урсула, его жена, разумная и мудрая, но бесконечно одинокая женщина. А теперь обрати внимание вот на этого парня, да-да, именно на него, сплошь покрытого татуировкой - это ведь никто иной как, Хосе Аркадио, он только недавно вернулся из кругосветного путешествия, но оно не спасло его от одиночества. А вот и сам полковник Аурелиано Буэндиа, "ему пришлось развязать 32 войны, нарушить все свои соглашения со смертью, вываляться, как свинья в навозе славы...", сейчас он работает в ювелирной мастерской и "час за часом долбит твердую скорлупу одиночества, пытаясь проломить ее". Вот эти две прекрасные девушки, это же Амаранта и Ребека, первой, чтобы справиться с одиночеством, предстоит вышить свой погребальный саван, вторая до скончания дней своих с той же целью будет есть землю и сосать палец. А вот тот деловой мужчина - Хосе Аркадио (что? ты снова запуталась?), хорошо, будем звать его просто Аркадио. А вот там на площади, смотри, компания молодых людей с грустными глазами. Они все - Аурелиано, все 17 сыновей полковника и все они обречены влачить свое одиночество..."
    И я смотрю теперь на мир, на окружающую меня действительность и людей совсем другими глазами. Я поняла тебя, о великий мастер! Ты всех нас покорил. Живших, живущих и будущих жить. Тех, кто до мурашек проникся твоей гротескной реальностью (а нас уже целая армия!). И даже тех, пытающихся утверждать, что книга "ниачом", ты убил наповал своим сюрреализмом, как Хосе Аркадио Буэндия убил копьем Пруденсио Агиляра. Вот они мы все. Все здесь. Кто-то под каштаном, а кто на лавочке, кто в татуировках, а кто-то носит узкие брюки и преподает танцы, кто-то прекрасен, кто-то ужасен, но все мы вовлечены в спираль одиночества: своего, личного, сугубо индивидуального. Все мы - семья Буэндиа.

    К читателю.
    Когда просят рассказать о чем роман "Сто лет одиночества", как-то не приходит на ум ничего более вразумительного, чем: "Э-э-э, нуууу, в-общем об одиночестве". И это не удивительно. Ведь чтобы достойно передать роман Маркеса, нужно быть... Маркесом. Нужно быть Маркесом-литератором, обладать вкусным, чистым, прекрасно отшлифованным слогом и речью, журчащей как ручей. Нужно быть Маркесом-художником, уметь изобразить мир ярко, живо, красочно. Нужно быть Маркесом-волшебником, наконец, чтобы осмысленно описать магический мир обыденных вещей.
    Передать роман в форме цитат так же вряд ли получится, так как это произведение максимально слитое, цельное, монументальное во всех смыслах. Можно, конечно, надергать фраз из контекста, но понятнее от этого не станет. Ибо этот роман необходимо чувствовать: душой, сердцем, на интуитивном или ментальном уровне. И только если удастся прочувствовать - тогда разумение придет.
    Не стоит думать, что роман доводит до отчаяния перетекающим в вас со страниц одиночеством и безысходностью. Вовсе нет. Только после прочтения легкий аромат грусти все еще витает в воздухе. Но в самой сути своей роман все же жизнеутверждающий.
    Не стоит думать, что роман омерзителен в своих откровенных сценах. Самое невообразимое то, что в нем собраны все смертные грехи и худшие пороки человечества, но они могут вызвать какие угодно чувства, кроме чувства отвращения.
    В целом, история семьи Буэндиа - это история - калейдоскоп, это наша с вами история, история цивилизации. Она может нравиться или не нравиться, но от этого она ни на йоту не теряет своей гениальности!
    И напоследок, чтобы расставить все по своим местам, скажу словами автора: "Литература - самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми".

    2
    166