Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним15 января 2018 г.От книги остались двоякие впечатления. Ожидала чего-то другого.
Повествование ведется через много лет от собирательного "мы" уже седеющих мальчиков-одноклассников сестер Лисбон, которые были не только очевидцами истории, но участниками всей этой истории, активно добывали информацию о происходящем в доме Лисбонов.
Но вот книга подходит к концу, а существенных подробностей самоубийства пятерых сестер не появилось. Что их толкнуло на это? Мотивации так же мало, как и в начале. Ну допустим, соглашусь с версией, высказанной в конце книги, что младшая Сессилия была странной с самого начала и просто "не смогла приспособиться к этому порочному миру" и не видела способов это сделать. Но что не так с остальными? Фраза "мы хотим жить, если , конечно, нам позволят" звучит красиво, но не объясняет. Я не увидела пиковости ситуации, надлома, необратимой крайности.
Ну да, мать строгая, и как бы автор прямо не говорил, но несколько раз невесомо намекал, что она фанатичная к религии, но проявления этой фанатичности в романе нет. То, что у девочек есть откровенная одежда, которую мать заставляет переодеть, говорит, что это одежда у них есть, купить её почему-то позволили; у них есть косметика, которой они свободно пользуются; не стесняясь отца, обсуждают свои месячные! При отце такое вообще странно обсуждать в обычной семье, но когда это дом религиозных фанатиков, которые вообще считают месячные периодом нечистоты и греховности, данные факты как-то не вяжутся. Молитвами и другими ритуалами в заточении девочек не обременяли, они просто круглые сутки сидели в комнате и слонялись бесцельно по дому. У Стивена Кинга в "Кэрри" да, мать монстр-фанатичка. А тут нечто невнятное.
Теперь отец. Он любит дочек, но и пальцем не пошевелил, чтобы помочь им. Хоть какой бы он ни был безвольный, он не мог не видеть, что дочери гибнут, но так ничего и не сделал. И неужели ему самому было нормально находиться в буквально разваливающемся доме, где отовсюду течет крыша и на полу целый год гниёт надкусанный сендвич?
И еще вопрос: сестры были вместе, тихонько занимались своими нехитрыми делами, но родители что делали дома целый год в круглосуточном затворничестве? Чем они занимались, если дочек не перевоспитывали, дом не убирали, еду не готовили? Бред какой-то.
И сами девочки. Если они так хотели жить, почему буквально ничего не сделали сами? Почему не закатили типичного подросткового скандала родителями, которые всегда однажды случаются у всех послушненьких умниц, не посылали просьб о помощи у кого бы то ни было? Почему, в конце концов, не сбежали, ведь такая идея мелькала на страницах романа. Зачем нужно было самоубийство, зачем нужно было корчить мучениц? Плюс характеры сестер остались картонными, кроме Сессилии и Люкс. Тереза, Мэри и Бонни остались абсолютно нераскрытыми героинями, словно они нужны были автору просто для количества. Сейчас даже не могу сказать хоть в двух словах о них или о каком-либо их увлечении. Просто имена.
Зато понравились аналогии с жизнью улицы, рассуждения о былых отношениях между соседями, тема с вязами, кольцевая тема с мошками.
В итоге тема поднята хорошая, и интересна история, в которой хотел её раскрыть автор, но как это сделано! Мне совсем не понравилось. Получилось как-то вязко, как-будто за стеклом происходит, в замедленной съемке, бездумно, алогично, вопреки всему. Безэмоциональные девочки, безэмоциональные родители, безразличное окружение - и у меня никаких эмоций не возникло, кроме жалости к плохой реализации хорошей идеи.
6718