Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним12 января 2018 г.

    Я поставила этой книге пять из десяти звёзд потому, что половина её мне понравилась. Скажете, что это не совсем честно? Но ведь и автор поступил не совсем честно, привязывая своё произведение к 11-му сентября ради привлечения читателей.

    Эта книга имеет очень мало отношения к 11-му сентября.

    Я почему-то думала о ней совсем другое. Я думала, это вещь о людях внутри башен. Или о людях, которые в конце сюжета окажутся внутри башен. И что потому у неё такое название.

    А "Жутко громко & запредельно быстро" - две странно смешанные истории не о том.

    Одна - хорошая вещь о мальчике-аутисте, у которого погиб отец. Он мог бы погибнуть как угодно на самом деле, прямых привязок к Нью-Йоркской трагедии в тексте очень мало и они почти не влияют на суть. У мальчика могли появиться другие фобии. И несколько его мыслей могли быть чуть-чуть иными, не сломав сюжет. Потому что сюжет не о том.

    Оскар родился аутистом, и все его нетипичности - отсюда, а вовсе не из-за посттравматических расстройств. Это очевидно из кучи мелочей и тонкостей, из его структуры мышления и его поведения, манеры говорить и восприятия, системы ценностей, потребности структурировать, белого цвета, тяги к накапливанию и упорядочиванию, из миллиона всего. Даже из того, что он ходит в школу для детей с особенными потребностями, что становится очевидно на последней постановке "Гамлета". Так вот, часть книги в которой маленький мальчик с аутизмом переживает потерю, придумывает себе занятие, а мама старательно его поддерживать негласным покровительством его затее, часть, где это выясняется в конце, часть, в которой отношения - раз, описание расстройства - два, - вот она прекрасная. Очень-очень хорошая, сильная и качественная, хотя не имеет отношения к 11-му сентября.

    Вторая сюрреалистическая часть вообще не пойми зачем в этой книге. Путанная, полная "несущего смысл" абсурда, который, может, и можно оценивать - но только если отдельно, а не в этой книге "об 11-м сентября" и не в этой книге вообще. В этой части "теряются" слова, какие-то полубезумные мужчины встречают сестер своих погибших во время бомбёжки любовниц, делят с ними квартиры на зоны ничто и нечто, молчат всегда, пишут невидимые истории на машинках без лент и не замечают этого, понимают друг друга без слов и т.д. и т.п. Какая-то "Пена дней" творится в этой части романа, вклиниваясь в историю Оскара как рассказ с обраток из "Житейских воззрений кота Мурра", только вот там он хотя бы имеет смысл. Да, я вообще не поклонник сюрреализма в литературе.

    А ещё картинки. В историю аутиста-Оскара они ложились. В общем-то, в сюр "Пены дней" тоже, но тут запредельно раздражали.

    А ещё слова "жутко" и "запредельно" в тексте кажутся чужими, вклиненными в угоду пиару, маркерами, которые автор вынес на обложку, чтобы поймать читателей на крючок 11-го сентября. Хотя в общем-то написал хорошую психологическую книгу, не нуждавшуюся в этой, прямо скажем неэтичной, рекламе. Если выкинуть "обратки" и хитрости, я бы поставила истории об аутисте Оскаре пять звёзд.

    Флэшмоб 2018: 12/50.

    13
    397