Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka8 января 2018 г.

    До чего же это была тяжелая книга. И главный парадокс заключается в том, что тяжелая она не потому, что написана плохо, а потому, что написана слишком хорошо. Слишком живо и реально описала Донна Тарт персонажей, картину Фабрициуса, ленивый, вальяжный Лас-Вегас, деловой, мерцающий тысячами огней Нью-Йорк, хихикающий под дымком из травки Амстердам. И весь этот беспрерывный алкогольно-наркотический угар, который окружает главного героя - Теодора Деккера - практически с момента, когда при теракте в Метрополитан-музее гибнет его мать, а ему в руки попадает знаменитый "Щегол". Да и сам теракт кажется настолько реальным, что, каюсь, я полезла проверять, не было ли в Метрополитан подобных инцидентов. Попутно узнала еще и то, что "Щегол" там никогда не бывал, он хранится в голландской Галерее Маурицхёйс.

    Вообще же, если попробовать выразить идею романа одним коротким предложением, то я бы сказала, что это ода вещам. Несмотря на то, что обширные внутренние диалоги, которые ведет сам с собой Тео Деккер о людях, событиях и жизни могут заставить подумать об обратном, это все таки именно роман о вещах. И даже роман с вещью, чем и были, по сути, отношения Деккера с украденной им картиной. Что еще более забавно, если учесть, что подлинник в этом объемном повествовании появляется лишь дважды - в начале и в самом конце. В остальное же время мы просто чувствуем присутствие "Щегла" где-то рядом, он становится для Деккера детонатором его эмоций, средоточием всех его жизненных сценариев - сбывшихся и несбывшихся. Да и вообще, роман пропитан вещизмом. Мать Тео - была искусствоведом, она обожала изящные предметы. Сам он после ее смерти сперва попадает на попечение отца и его новой подружки, где находит друга Бориса и там тоже все вертится вокруг обладания вещами, которые можно купить за деньги, но чаще украсть. Затем Тео попадает к антиквару Хобби и вещи становятся не просто страстью, но и его способом заработать на жизнь. Более того, достаточно просто обратить внимание на то, с каким смаком в романе описываются все эти светящиеся нью-йоркские витрины, роскошная обстановка дома Барбуров, разнообразные серьги и колье, появляющиеся в ушах и на шее то одной, то другой женщины. Вкусная история о приобретении и обладании. Собственно, финальный монолог главного героя, который призывает признаться в любви к вещам и не стыдиться её становится подтверждением этих мыслей.

    Но от начала до финала читателя ожидают восемь сотен страниц не самого оживленного, но чрезвычайно сенсуального повествования, в котором парфюмерные ароматы фешенебельных квартир будут перемежаться вонью заблеванных сортиров в уличных забегаловках, а любовные страдания и философские размышления чередуются с описаниями всевозможных наркотических приходов - от героина до кокаина со всеми промежуточными, благо герой, кажется, пропускает сквозь свой нос, глотку и десны всю таблицу Менделеева. И если бы не ярко выраженный художественный жанр произведения, то оно вполне могло бы послужить каким-нибудь недурным справочником начинающего наркомана. Впрочем, несмотря на все это, а также на то, что на протяжении 90% книги царит настроение мрачной и давящей или же веселой и обдолбанной, но обреченности, читать её все таки стоит. Хотя бы из за концовки, которая после всего это мрака выглядит так, будто и теракт, и жизнь в Вегасе, и все страдания Тео Деккера ему просто привиделись - как наркоугар после неправильно рассчитанной дозы. Ну как в одном старинном анекдоте: "Мужик, ну я понимаю, жизнь плохая, трава голимая, но зачем же в бане срать!" И кстати, не факт, что Тарт не имела в виду именно это.

    13
    329