Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним8 января 2018 г.

    Одно из самых ярких читательских впечатлений в моей жизни - булгаковское "Собачье сердце". Я прочитала его в седьмом классе, и до сих пор считаю, что эта повесть зря оказалась в школьной программе для ребят двенадцати-тринадцати лет. Её сюжет, персонажи и образы показались мне настолько отвратительными, что до сих пор я не прочитала больше ни одного произведения Булгакова. В детстве думала, что из-за того, что повесть плохая. Сейчас понимаю, что проблема была в том, что повесть была слишком хорошей и не подходящей для чувствительного ума.

    И сейчас за место столь же сильного и важного для меня произведения борется и "Чёрный принц" Айрис Мёрдок. Его тоже тяжело читать. Так же, как Булгаков, Мёрдок безжалостно препарирует читателя словом, при помощи образов и событий вытягивая самое сокровенное. Не раз, пока я читала роман, меня охватывало знакомое по "Собачьему сердцу" чувство омерзения, внутреннего противоречия - тревожный звоночек для каждого человека, который подходит к открытию неприглядной истины о самом себе.

    Мне сложно назвать главную тему этого романа. Пускай автор пишет неоднократные отступления и всё говорит о природе искусства, но это как будто бы обусловлено лишь профессией главного героя. Окажись на его месте другой - клерк, постаревший спортсмен, музыкант - и он облачил бы свои переживания в иные термины. Но суть могла остаться прежней. Так что для меня эта книга, скорее всего, не об искусстве, а о правде.

    Что такое правда? Правдива ли любовь Брэдли и Джуллиан, и что должно иметь значение при оценке их чувств - его и/или её мысли, внешние признаки, участившееся сердцебиение? Правдивы ли истории Брэдли, Джуллиан, Рейчел, Фрэнсиса, если они сами верят в то, что говорят правду? Правду ли пишет Брэдли, если читателю так хочется поверить ему - особенно после прочтения всех послесловий? А точно ли правда всегда одна?

    Мне, как человеку сочувствующему, хочется видеть зерно истины в каждом послесловии и - безусловно - в самом романе. И это тяжело, потому что по одному из волнующих меня вопросов главный герой, второстепенные и так называемый издатель так и не пришли к общему мнению. Никто так и не сказал, где проходит грань между графоманом, рядовым писателем и творцом. Как будто бы там, где проходит грань между пустой болтовнёй, истиной и откровением. Ещё бы найти.

    8
    395