Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Терновая ведьма. Изольда

Евгения Спащенко

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2018 г.

    Добрый день! Вот я и дочитала «Терновую Ведьму»

    Постараюсь без важных сюжетных спойлеров, но совсем без них не получилось.
    ___________________
    Я хочу поделиться впечатлениями о книге «Терновая Ведьма». Какое-то время после покупки я откладывала начало чтения, чтобы выдался спокойный вечер и ничто меня не отвлекало. И оказалась права: оторваться практически невозможно. Редкая книга способна увлечь меня так, что я незаметно для самой себя читаю первые 100 страниц, а потом еще 100… Словом, до конца. Главное преимущество – это богатые описания, которые помогают представить каждую мелочь, рисуя перед читателем настолько объемные декорации, что складывается ощущение, будто смотришь фильм. Для меня это всегда очень важно. А уж в сказках и фэнтези-мирах такой прием смотрится особенно выигрышно.

    «Терновая Ведьма» – это именно сказка, хотя местами пугающая. Но все-таки ее можно читать как взрослым, так и детям, на мой взгляд. Здесь нет присущей фэнтези жестокости, зато есть захватывающие приключения главной героини, которые начались, к сожалению, по ее вине. И здесь автор не оправдывает глупую девочку, которая из-за типичного подросткового максимализма совершила ужасную вещь.
    Раз уж мы говорим о сказках, то нелишним будет вспомнить книгу В. Проппа «Исторические корни Волшебной сказки». В ней ученый четко разделяет сказки, которые основываются на обрядах посвящения мальчиков и сказки о посвящении девочек, девушек. И в данном случае перед нами по структуре именно второй вариант. Героиня не обязана хвататься за меч и идти против дракона, но, как и обозначено в рассказах о «женском посвящении», ей тоже предстоит свой путь в «иной мир», ей встречается «зверь-проводник», мешают ей, естественно, разные иномирные создания, хотя среди них встречаются и безобидные. Словом, все традиционные сказочные элементы замечательно переплетаются с авторской задумкой. А вот фантазия у автора просто невероятная.

    Сюжет разворачивается стремительно, местами пейзажи предстают почти сюрреалистические, но на то перед нами и сказка, чтобы не все вещи объяснялись какой-то разумной закономерностью. Зачарованные миры, по которым путешествует Изольда, поражают своей оригинальностью и красотой.
    Хотя от того же царства болотного царя по спине побежали мурашки. Очень мрачное место, надо сказать. Если бы все повествование было сконцентрировано нам нем, то миру явилась бы страшная безысходная история узниц болота. Но, к счастью, мрачные моменты вовремя сменяются достаточно светлыми. Хотя порой за внешней красотой кроется новая опасность.

    Действие не утихает ни на минуту, хотя жалко героиню, которой буквально не дают отдохнуть ни дня. Но такова суть «обряда посвящения» – путь надо пройти до конца, чтобы стать по-настоящему взрослой, способной нести ответственность за других. Собственно, в этом и заключается, на мой взгляд, одна из идей произведения. В начале главная героиня – Изольда – слишком беспечная, она не привыкла бояться, из-за чего порой и попадает в беды, хотя отваги и самоотверженности ей не занимать. Путешествие учит ее разбираться в людях, благо, проводник ее достаточно умен и, конечно же, смел. Еще читательский интерес подстегивает осознание того, что герои сперва одни одинешеньки в своих нелегких странствиях, помощи им ждать не от кого, поэтому им приходится преодолевать себя, искать выход из порой безвыходных ситуаций.
    Также есть элемент выбора пути, если вспомнить сказочную структуру. И еще упоминание пищи/воды «иного мира», вкушение которой становится неким ключом, началом пути. Ведь именно после эпизода с водой Изольда попадает на «другую» сторону. Неуловимо здесь мелькает образ смерти. Но и возрождения. Впрочем, вода предстает в романе в самых разных проявлениях как многоликий символ: и ключи, и болота, и быстрые ручьи.

    Лично для меня немного непонятной осталась эпоха, описываемая в обычном мире Изольды, но его мало, так что не очень важно. Если уж ведьм жгут, то что-то вроде Средних Веков или Возрождения. В сказочных-то странствиях самые разные элементы переплелись. Даже стимпанк местами, как мне показалось в родной деревне Ливы с ветряными мельницами.

    Есть еще в книге и не совсем сказочный элемент – борьба с собой, с безумием, то есть силой, которая может превратить в чудовище. Это уже проблемы нравственного, морального выбора. Хотя психика подростка пятнадцати лет сама по себе нестабильна, способна выкидывать опасные сюрпризы. В таком возрасте борьба с собой – одна из важных ступеней преодоления пути к взрослению. Вообще здесь все в той или иной форме находятся в борьбе с подступающим безумием, с темной стороной. Очень люблю эту тему, надо сказать, просто неистощимый источник вдохновения. Выбор стороны, оценка своих поступков.
    Изольда учится помогать другим, потому что не все встреченные волшебные создания несут угрозу, кто-то заслуживает сострадания и нуждается в поддержке, как, например, Зефир. Его, кстати, было безумно жалко, получился очень яркий образ и отдельная история несчастной любви. А вот Северный Ветер оказался для меня самым противоречивым персонажем: то он отправляет героев на верную гибель, то вроде как помогает, то не помогает. Словом, крайне загадочный персонаж.

    Вообще в странствиях, как обычно и бывает, Изольда становится свидетельницей множества историй, узнает нелегкие судьбы разных людей, и не всегда в ее силах помочь. Это мне, кстати, тоже понравилось, потому что сейчас очень много «избранных» стало, которые ну просто везде обязаны очутиться на первых ролях.
    Изольда же временами оказывается лишь невольной свидетельницей разворачивающейся драмы, да и «избранность» ее называется проклятьем. Ей вообще достается, удивительно, как она не падает духом.
    Вообще все ее испытания именно что из «женских сказок»: она ведет борьбу не с мечом, а с прялкой, не силой, а терпением и хитростью. И задача ее не убивать, а исцелить. Враги ее превосходят по силе и неизбежно будят «темную сторону» личности, когда Изольда пытается причинить кому-то боль. И только кажется, что героине в чем-то везет, как на нее сваливаются еще большие испытания. То извне, то новый виток борьбы с собой. Получаются самые настоящие танцы на канате, который натянут над пропастью.
    Кстати о врагах: про владения Метели было по-настоящему «холодно» читать, буквально руки замерзли.
    Стоит поговорить и о героях, вернее, о главном герое. Интрига с тем, кто скрывается под волчьим обличием, немного предсказуема для читателя с самого начала. Но, сдается мне, так и задумывалось. Просто Изольда в этом моменте проявила какую-то странную недогадливость, сама же удивилась потом. Хотя на нее столько всего свалилось, что очевидные вещи явно не желали собираться воедино.

    Волк, кстати, проходит свой путь, его мучают сомнения, его искушают, проверяя на «звериную» сущность, тоже история подступающего безумия. Здесь можно по-разному трактовать, конечно. Но вообще его благородство не вызывает сомнений. В отличие от Северного Ветра, который иногда представал скорее антигероем.

    Но Хёльмвинд, конечно, отдельный экземпляр: сначала брата все осуждал-осуждал, а потом сам в такие же «сети» попался. Ох уж эти ветры! Хотя, пожалуй, это мой любимый типаж мужских персонажей. Обожаю таких наглых и противоречивых.

    Кстати, в сказке встречается символический момент про нескольких «ложных женихов», которые встречаются на пути девушки до встречи с тем единственным, кто был уготован судьбой. Но только их мотивы эгоистические в той или иной степени или любовь зародилась не по собственной воле, а вот «настоящий» суженый – альтруист, который готов пожертвовать собой.

    Ближе к концу работы сказочная схема уступает место более фэнтезийным формам: это и сбор импровизированной команды помощников, и в последней главе уже некоторые политические моменты, которые не носят сказочного характера и не имеют отношения к зачарованным местам, куда отправляется главная героиня.

    Вообще в последней главе атмосфера повествования становится немного другой, но я была рада, что брат Изольды раскрывается как персонаж. Он «окольцовывает» повествование своим появлением: он становится причиной завязки, он же появляется ближе к развязке.

    В конце довольно интересные скитания по совсем новой местности, которая раньше не фигурировала. Жутковатое место, как раз для драматических моментов и возможной гибели героев.

    Вообще сказка пугает разнообразием образов смерти, именно символами, которые связаны с разными ее проявлениями. Но разве в традиционных сказках их меньше? Уж чего только избушки на курьих ножках стоят, которые были погребальным домом изначально.

    Кульминация произведения вышла напряженная, драматичная, к ней-то и вело повествование. В таких историях всегда надеешься на лучшее, но ведь сказка всегда может оказаться и с грустным концом.
    Хорошо, что героев связала именно любовь, а не необходимость и взаимная зависимость. Такой шанс был, если бы они узнали друг друга позднее, но вот так духовный мотив все-таки оказался выше утилитарного, продиктованного отчаянным положением.

    После завершения истории, в целом, остается чувство грусти какой-то, размышляешь, как все дальше сложится и вообще, чего еще ждать от тернового колдовства.

    Я вот подумала… Если эта часть называется «Терновая Ведьма. Изольда», то будет ли продолжение уже про другую героиню? Например, Розу Ветров. Все на это указывает в конце. Выглядит как начало цикла, но история Изольды завершена. Хотя, в целом, большинство линий тоже плавно завершились, пройдя свои кульминационные моменты. Но в последней главе открылась совершенно новая.

    Мне понравилась мораль, что порой мы ищем в далеких неизведанных местах то, что находится всегда рядом с нами. Вернее, тех, кто находится рядом с нами. И, возможно, стоит не стремиться в неизвестность, а получше присмотреться к тем, кто не бросает в любой ситуации и всегда готов помочь.

    Жаль только, что гибель родителей принцессы по сюжету, в целом, никак не сыграла своей роли, упоминается как данность. Я думала, что на этом тоже будет завязан какой-то важный сюжетный ход. Много вопросов остается, что же все-таки случилось с ее матерью, и случайность ли погубила отца. Но это некритично, почва для читательских догадок, так скажем, так же, как и дальнейшее развитие отношений между Северным и Восточным ветрами, сложная у них там игра какая-то. Но она не настолько касается героини, чтобы рассказывать о ней подробно. Остальные «чеховские ружья» развешены на своих местах и «стреляют» ровно тогда, когда этого требует сюжет.

    А еще хотела бы сказать, что эта книга меня успокаивала. Просто приятно и хорошо читать, отвлекаясь от дел и разных нервов, какое-то душевное спокойствие возвращалось. От героев не ждешь какой-то гадкой подлости или иных темных проявлений, зато за них по-настоящему переживаешь. Они вышли живыми, мир вокруг них захватывает. Несколько раз мне уже сны являлись по мотивам книги, а это тоже показатель.

    4
    440