Рецензия на книгу
The Associate
John Grisham
anisey7 января 2018 г.Тяжела и неказиста жизнь нью-йоркского юриста
"...И я кричу - остановите плёнку,
Это кино я уже смотрел..."
(Brainstorm)Место действия - женский туалет юрфака ФигГУ
Действующие лица: Мила, Плакса Мила, привидение, живущее в женском туалете
Энисе, студентка юрфака ФигГУ
Энисе входит в туалет. Под мышкой у неё книга, на обложке крупными буквами "ЮРИСТ". Возле окна стоит призрачная фигура. Энисе видит её и от неожиданности роняет книгу.
Энисе (Э): Ой! Ты кто? Как же ты меня напугала!
Плакса Мила (ПМ): Я - Плакса Мила, привидение из женского туалета.
Э: Серьёзно? Как в...
ПМ: Да, как в "Гарри Поттере". Но увидела я кое-что пострашнее Василиска - межбюджетные трансферты!
Э: Ааа! (делает вид, что собирается упасть в обморок)
ПМ: Ага! А что это у тебя за книга? Никак Гришэм?
Э: Он самый! Одногруппница на одну ночь всего дала почитать. Говорят, если не читал Гришэма - не юрист.
ПМ: Ну да, ну да... (в сторону) Ещё обязательно надо посмотреть "Адвокат дьявола", "Крамер против Крамера" и "12 разгневанных мужчин".
Э: А ты читала?
ПМ: Естественно.
Э (с интересом): Ну и как?
ПМ: Как тебе сказать... Сюжет прост. Юный, но дофига талантливый и перспективный Макэвой...
Э (мечтательно): Макэвой?!
ПМ: Да нет же! Не тот! Кайл Макэвой, главный герой, по молодости и глупости сидел, где пили, стоял, где курили, и лежал, где... Короче, выяснилось, что существует видеозапись, на которой присутствует он и девушка, которая потом заявила об изнасилования. Девушка была пьяна.
Э: Что-то такое я недавно видела по телевизору.
ПМ: Не перебивай! Некая одиозная фигура начинает шантажировать вьюношу, чтобы принудить его устроиться в крупную фирму и шпионить.
Э: Не могу избавиться от дежа вю.
ПМ: В том-то и дело, что книги Гришэма - это сплошное дежа вю. Стоит тебе прочитать больше одной, как начинает казаться, что ты читал все.
Э: Что ж, так бывает. А в книге есть любовная линия?
ПМ: Эм-м... И да, и нет. В этом плане (да и не только в этом) Гришэм напоминает мне Хейли. Он пишет не о героях, а о профессии, об особенностях определённого вида деятельности. Поэтому герои и отношения между ними напоминают одновременно советскую производственную драму и спектакль о Диком Западе в провинциальном театре. Картонные кактусы и удар доской по столу вместо выстрела.
Э: Тогда, может быть, есть крутые сюжетные твисты?
ПМ: Вынуждена тебя огорчить. Концовка "Колобка" кажется более логичной и неожиданной, чем финал "Юриста". Книга заканчивается мягко говоря ничем. Всё время ты ждёшь неожиданного поворота аки манны небесной, а на последней странице чувствуешь себя обманутой, как Белокурая Жози.
Э: Ну, хоть что-то тебе понравилось? Может быть, автор поднимает проблему сексуального насилия и оговора?
ПМ: И снова нет. Поднять поднимает, но походя и нехотя, "для антуражу". Это слишком серьёзная проблема, чтобы упоминать её просто так и решать по взмаху волшебной палочки, причём лично меня одинаково волнуют оба аспекта: и половая свобода, и оговор с целью получения денег. Гришэму эти проблемы нужны исключительно как "сюжетный костыль".
Э: Да-а... Может, и читать не стоит?
(Задумчиво смотрит на книгу)
ПМ: Да нет, почему же... Гришэм хорошо знаком с американской юридической практикой, знает устройство системы изнутри. Если хочешь почерпнуть такого рода информацию, you are welcome.
Правда, через пару месяцев ты вряд ли вспомнишь сюжетные твисты, извини за слов "твисты" в контексте этого повествования. Да что там... Если не обладать суперспособностями привидения, ты через месяц не сможешь вспомнить, в какой из книг Гришэма Герасим Муму под паровоз бросает... А сейчас беги отсюда, а то мало ли опять межбюджетные трансферты с кафедры административного и государственного права заявятся. А в этом туалете есть место только для одного призрака...
24809