Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Alissalut6 января 2018 г.Ложные ответы на вечные вопросы
Впечатления от книги неоднозначные. Но, поймала себя на том, что, завершив чтение книги, мысленно продолжаю спорить с автором. Книги, написанные людьми, с которыми хочется спорить, уже стоят того, чтобы их прочитать.
О чем книга? Более всего – о смысле жизни. Автор задает вечные вопросы: зачем жить (или стоит просто покинуть этот мир, выпив достаточно позаимствованного у мамы снотворного?), как жить? Эти вопросы звучать не всегда явно, но достаточно сильно.
«В чем заключено прекрасное? В великих вещах, которые, как и всё на свете, обречены умереть, или же в малых, которые, при всей своей непритязательности, способны запечатлеть в мгновении бесконечность?»
Рассуждая о феноменологии, главная героиня приходит к выводу, что феноменология гроша ломаного не стоит. При этом она сама себе говорит: «И, кажется, никто не замечает, что раз мы все равно являемся животными и все равно подчинены холодному детерминизму природы, то все остальное совершенные пустяки».
Для меня выбор автора смотреть на человека исключительно как на доминирующий на планете животный вид – это ложный выбор. Я более согласна с тем, что человек, как пишет Станислав Гроф в книге «За пределами человеческого мозга» - это одновременно и биологическая машина и поле сознания.«В свете представленных здесь результатов исследований сознания уже неприемлем образ человека, как исключительно биологической машины. В серьезном логическом конфликте с традиционной моделью, новые данные недвусмысленно поддерживают воззрение, которое отстаивали все мистические традиции во все века: при некоторых обстоятельствах человек может функционировать и как обширное поле сознания, трансцендирующее ограничения физического тела, ньютоновского пространства и времени, линейной причинности. Эта ситуация очень похожа на ту, с которой столкнулась современная физика при изучении субатомных процессов (парадокс волны-частицы в отношении света и материи). Согласно принципу дополнительности Бора, для исчерпывающего описания света и субатомных частиц нужно рассматривать волновую картину и картину частицы как два взаимодополняющих и равно необходимых аспекта одной реальности. Обе верны лишь отчасти, и каждая имеет ограниченную применимость. С каким из двух аспектов столкнется экспериментатор, зависит от него самого и от организации эксперимента. Принцип дополнительности относится исключительно к явлениям субатомного мира, его нельзя автоматически переносить в другие области исследований. Однако, он устанавливает важный прецедент для других дисциплин тем, что кодифицирует парадокс, вместо того чтобы пытаться разрешить его. По всей видимости, науки, изучающие человека — медицина, психиатрия, психология, парапсихология, антропология, танатология и другие — уже собрали достаточно противоречивых данных для подтверждения подобного принципа дополнительности.
Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, человеческая природа демонстрирует интересную двойственность. Иногда она приземляет себя до механистических интерпретаций, приравнивая человека к его телу и функциям организма. В других случаях она выявляет совершенно иной образ, предполагая, что человек может функционировать как безграничное поле сознания, трансцендирующее материю, пространство, время и линейную причинность. Для того, чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим способом мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т. е. биологическая машина, и обширное поле сознания».
Но автор ни разу не обращается к мистическим традициям человечества. И все, что остается – это искусство (мы жаждем вернуть иллюзию духовности, страшно хотим, чтобы что-нибудь спасло нас от биологического рока и чтобы не исчезли из нашего мира величие и поэзия) и знания (Лучшее, безотказное оружие в борьбе с обезьяньим буйством — слова и книги, благодаря им душа моя развилась и научилась черпать в литературе силы для преодоления естества).И так как место духовных ценностей не занято, то это место занимают ложные фетиши. Святыней признается язык, а небрежно ставить запятую, — это кощунство.
Происходит подмена духовных ценностей интеллектуальными. И опять же, искусство, литература – могут быть инструментом общения с богом, дорогой духа. Вспомним, например, Девятую симфонию Бетховена. Приведу цитату из книги Базунова Сергея Александровича «Бах. Моцарт. Бетховен».
«Нет ничего более высокого, – писал Бетховен, – чем приблизиться к Божеству и оттуда распространять его лучи между людьми». Эта идея служения человечеству и братьям перед «Всемогущим, Вечным, Бесконечным», идея служения, основанного на высшей любви и самоотречении, составляет конечный результат всей его внутренней жизни и всей его деятельности. В этом – его вера. Он пытался уже высказать эту веру свою в «Торжественной мессе»; теперь она вылилась из глубины души в Девятой симфонии. В ней он вновь пережил всю свою жизнь; теперь весь смысл ее открылся ему полно и ясно; и он нашел для выражения своей веры неслыханные звуки. Это та же борьба, о которой он нам уже не раз пел, – борьба с самим собою. Но это уже не личная борьба; здесь нет личных радостей, личного стремления, личного страдания: здесь живет и веет дух всего человечества. Слова бессильны описать эту борьбу: здесь такие удары, такой ропот, такая мольба, такое стремление и отчаяние, такой неудержимый подъем, которые кажутся просто нечеловеческими. И из этой ужасной борьбы «бессмертный дух» выходит несокрушимым (первая часть). И вот перед ним развертывается волшебно-заманчивая картина всей земной жизни: от наивной детской радости бытия до вакхического опьянения наслаждением (вторая часть). Но земная жизнь уже не существует для «бессмертного духа». Его идеальное, высокое бытие изображено в третьей части. Он победил себя, он несокрушим. «Но разве это все, разве в этом жизнь?» – раздается раздирающий душу вопль среди оркестровой бури в начале последней части, и, в страшном смятении, в могучих речитативах «бессмертный дух» ищет ответа на свои роковые вопросы. Бетховен сам, в одной из черновых тетрадей, объясняет значение последней части симфонии, дает как бы текст к этим речитативам. «Нет, это смятение напоминает наше полное отчаяния состояние», – пишет он под речитативом. Появляется тема первой части: «О нет, это не то, я жажду совсем иного!» Следует тема второй части: «И это не то, это только шутки и болтовня»; появляется тема адажио: «И это не то! Я сам буду петь вам». И вот как бы из сокровеннейшей глубины поднимается эта тема радости, счастья и любви, которая бесконечно разрастается во всей своей чистой простоте. «Обнимаю вас, миллионы, – поет он, – этот поцелуй – всему миру». И в этой братской любви человечество «чувствует Творца» и поднимает свои радостные взоры к общему «благому Отцу, живущему над звездами». Оба эти момента сливаются воедино и торжественно заключают эту удивительную симфонию о «смертных с бессмертным духом».Бетховен смог преодолеть свой крест – глухоту, справился с унынием, и продолжал творить, он действительно совершил духовный подвиг.
Но автор, замыкаясь в своей сугубо биологической концепции, и литературе отводит исключительно «прагматическую роль». «Как и все другие виды искусства, она призвана сделать более приемлемым отправление наших жизненно важных функций. Люди формируют свою судьбу, размышляя о мире и о себе самом, и то, что мы постигаем таким путем, невыносимо, как любая голая правда. Нам ведомо, что мы не боги, созидающие мир силой собственной мысли, а всего лишь животные, наделенные средством выживания, и нам нужно что-нибудь такое, что делало бы эту истину не слишком горькой и защищало от бесконечной, жалкой канители, на которую обречены живые организмы».
И вот уже вторая героиня, 12-летняя Палома, задает вопрос себе - что может толкнуть мальчишку на то, чтобы поджечь автомобиль?
И приходит к такому ответу: это жест отчаяния и гнева, а самый сильный гнев и самое ужасное отчаяние рождаются не от бедности, безработицы или неуверенности в будущем, а оттого, что ты оказался вне всякой культуры, ты разрываешься между двумя разными культурами, с разными, несовместимыми друг с другом символами. Как жить, если ты не можешь понять, где твое место? Если тебе приходится одновременно усваивать культурные нормы тайских рыбаков и парижских буржуа? Оставаться сыном иммигрантов и стать членом давно сложившейся консервативной нации? Тогда и начинают поджигать автомобили — потому что человек, у которого нет культуры, перестает быть цивилизованным животным и превращается в дикого зверя. А дикий зверь грабит, убивает, поджигает.Во-первых, автор здесь явно клевещет на диких зверей. А, во-вторых, настоящий ответ опять заменен на ложный, потому что экзистенциальный вакуум не может быть проблемой примата. Его проблемой может быть отсутствие культуры. Хотя опыт нацизма и фашизма, казалось бы, должен быть достаточно очевидным антитезисом к такому выводу.
И вот после этого как я могу поверить в любовь автора и его героев к произведениям Льва Толстого, вся жизнь и каждое слово которого – духовные поиски? Не верю.
Романтическая нить произведения – это очередная разновидность появления рыцаря на белом коне. Вдруг. И сразу родственная душа, и телепатическое понимание друг друга. Так как рыцарь и принцесса – это не живые люди, то и развития их отношения получить не могут. Да еще по мысли Паломы, «прекрасно то, что мы застали на излете. Тот эфемерный облик, в котором предстает предмет в тот миг, когда одновременно видишь и красоту, и смерть его». Поэтому главной героине – прямая дорога под фургон. Вряд ли произведение от этого выиграло. Я не смогла увидеть красоту главной героини, даже при изображении ее смерти.
Автор еще использовала распространенный литературный прием, чтобы сделать главного героя более ярким и запоминающимся, она играла на противоречиях. Бедная консьержка – потрясающе начитанная женщина и тонкий ценитель произведений искусства, 12-летняя девочка интеллектом и опять же начитанностью может дать фору старшей 19-летней сестре. Интерес к героям это, несомненно, вызывает, но при этом сюжет и действия героев не совсем соответствуют заявленным характерам, что оборачивается разочарованием. Например, Акунин создал яркий образ Фандорина, очень неординарного человека, и поступки героя, его подвиги органично сочетаются с характером.
Здесь же начитанность, любовь к искусству героинь используется автором почти исключительно для осуждения окружающих, которые повинны в том, что запятую не в том месте ставят, не способны оценить живопись голландцев или погружаются в схоластику, а не служат общественному благу.
И на этом фоне даже развитие характера Паломы происходит недостоверно. «Но мне вдруг показалось, что я нашла свое призвание. Подумала, что вылечусь, если буду помогать другим, тем, кого еще можно вылечить, кого можно еще спасти, вместо того чтобы умирать, оттого что не могу вернуть к жизни обреченных». Это, действительно, происходит вдруг. Две-три встречи с мадам Мишель и с Какуро Одзу вдруг оказывают волшебное действие на ребенка. Автор, отвергающий потребности души человеческой, не может и описать развитие этой души. Поэтому изменение происходит вдруг. Вот, пожалуй, и все.
4167