Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    IrinaDenisovich4 января 2018 г.

    Постарайся не упасть

    Холдену Колфилду семнадцать. И на данный момент он находится на лечении в санатории и вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после которой он «чуть не отдал концы», а теперь вот лечится.
    Он начинает свой рассказ с того момента, когда он собирается уходить из школы Пэнси. Все бы ничего — любящие родители поймут. Но это далеко не первая школа, из которой его выгоняют за неуспеваемость. Не то, чтобы он был глупым. Просто он не разделяет способ преподавания педагогов. Он думает о том, что все это ему отвратительно.
    Холден уходит из школы раньше времени, но возвращаться домой боится. Что же скажут родители? Вместо этого он едет в гостиницу. В тот вечер происходит много событий, которые обычному парню его возраста показались бы красочными, если не сказочными: бурные ночи, походы в театр и бары…
    Юношу на протяжении всего романа не покидает чувство, что вокруг только притворство, показуха и фальшь. Всё и все вокруг вызывают только раздражение. Когда ему становится невмоготу терпеть, он срывается: «Я ненавижу... Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов «аньгелами», ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса...»
    Хотя есть вещи, которые он любит. Это книги. Еще очень любит свою смышленую не по годам сестренку Фиби, и брата Д.Б., который будучи хорошим писателем уехал в Голливуд, чтобы зарабатывать.
    Он решается вернуться домой и рад, что родителей там не оказалось. В беседе с маленькой Фиби он говорит, чем мечтает заниматься на самом деле: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня... И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».
    И знаете, читатель-то видит, что над этой самой пропастью завис сам Холден. Еще один шаг… и всё. Юношеский максимализм у него иногда доходит до абсурдности. Он хочет бросить всё и всех и уехать куда-нибудь. Хочет жить в домике где-нибудь в лесу, а со временем забрать к себе сестренку и брата. Казалось бы, хорошая мечта обычного романтика о независимой жизни. Только вот Холден, как мне кажется, очень эгоистичный человек. Он думает только о себе, отказывается принимать существование какого-либо еще мнения, кроме своего.
    Отказывается от бегства он лишь тогда, когда его маленькая умная сестренка заявляет ему, что она больше не пойдет в школу, а поедет с ним, потому что ей надоела школа и вообще — она устала от жизни. В этом маленьком спектакле Холдену приходится, наконец, обратиться к здравому смыслу, проявить благоразумие и ответственность.
    Этот роман вышел еще в середине прошлого века, но и по сей день остается актуальным, потому что отображает сущность характера любого подростка в переходный возраст с его всеотрицанием.

    4
    106