Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним3 января 2018 г.о женском коварстве или мужской глупости
Ох, уж эта Айрис... Завела, запутала... Эта книга, мое знакомство с писателем, и вот, что я вам скажу, знакомство неоднозначное. Книгу конечно нужно перечитывать, чтобы не отвлекаясь на сюжет уделить как можно больше внимания деталям. Собственно о сюжете, перед нами немолодой мужчина, Бредли Пирсон, считающий себя серьезным писателем и мечтающий написать поистине великое произведение. Его друг Арнольд известный, популярный и плодовитый писатель, в отличие от Бредли, написавший не один десяток романов. Популярность Арнольда и то с какой легкостью книги выходят из-под его пера не раз будут служить предметом горячих споров и разногласий между друзьями. В один прекрасный день Пирсон решает все бросить и уехать в уединенное место для того, чтобы посвятить всего себя написанию "книги жизни". Но вот не задача, сразу же всем он становится необходим, своему другу и его жене, своей сестре и даже бывшая жена, все нуждаются в помощи и поддержке Бредли. Главный герой начинает растрачивать себя в пустую, выполняет какие-то поручения, чуть не ввязывается в адьюльтер с замужней женщиной, одним словом идет на поводу у ситуации, при всем при этом он не живет, в его поступках нет воли и неудивительно, что он загоняет себя в угол. Будучи разрываемым всеми вокруг, он теряет себя и остается у разбитого корыта. Он напомнил мне героя фильма Георгия Данелия "Осенний марафон" Андрея Бузыкина, который ведет двойную жизнь и становится жертвой своих же поступков. Но самое главное, это то, что в конце концов все те люди, которым он был так нужен в критический момент "переодеваются". И очень интересно как Айрис Мердок преподносит нам ситуацию с разных углов обзора. Разное видение ситуации ключевыми героями произведения окончательно запутывает, а поступок Рейчел просто ставит в тупик, обиженная женщина коварна и беспощадна. Есть в романе и отсылка к Гамлету, (не трудно догадаться по названию), но для меня это too much, разобраться бы с тем, что на поверхности. Повторюсь, книга, при всей тривиальности сюжета не так однозначна, для меня был важен момент когда все "виновники торжества" представили свое видение ситуации, сразу вспоминается фраза "истина у всех своя". Мы все бесспорно разные и чужая душа - потемки, но у Айрис эти потемки пугают чрезвычайно. И вопрос как же, все-таки, прожить свою жизнь цельно и при этом не задеть чью-то чужую остается открытым, для меня по крайней мере.
8343