Рецензия на книгу
Год чуда и печали
Леонид Бородин
strannik1023 января 2018 г.Книга о первой любви
Бородин "Год чуда и печали"
Книга о первой любвиИменно такой подзаголовок сделал бы я к этой книге, если бы она нуждалась в подзаголовке. Потому что центром всего повествования стала как раз Любовь. Только не та привычная нам-современным любовь-перепихон по-быстрому — примеры такой "любви" в современной литературе можно найти-встретить множество, — а Любовь настоящая, большая, всепоглощающая, несущая на своих крыльях всю жизнь.
"Чувствовать красоту мира — ведь это значит — любить", — так утверждает автор в тексте своей повести.
Эта книга пронизана и пропитана Любовью. Но это не просто зарождающееся чувство к юной женщине, к девочке-подростку. Понятие и содержание понятия Любовь Леонид Бородин даёт нам в гораздо более широком и глубоком смыслах.
Книга и начинается с описания красоты мира и красоты Байкала и прибайкальских пейзажей. И, раз уж речь зашла о красоте природы вообще и о красоте каких-то конкретных природных мест и территорий, то, соединяя с приведённой выше авторской цитатой-утверждением, мы и получаем на выходе Любовь. Зарождение способности к Любви и любить. Вообще и в принципе.
Невозможно не упомянуть такой аспект любви, как любовь к родине. В данном случае именно о родине с маленькой строчной "р", ибо книга буквально дышит любовью к Байкалу-озеру и к Байкалу-региону. И без этой любви не была бы возможна и сама повесть.
Любовь к родине неотделима от любви к своему народу, к своим корням и истокам. И автору совсем не нужно доказывать эту свою любовь читателю, потому что такое глубокое знание легенд и мифов своего народа невозможно без интереса к мифологии. Но мало этого — Л. Бородин попросту встраивает своего героя в эти легенды и мифы, практически вынося героев легенды о Байкале, Енисее и Ангаре в нашу современность (а в повести, наверное, конец 60-х — 70-е годы) и вводя своего персонажа-рассказчика в содержание и в смысл этой чуть изменённой автором легенды.
А кто же у нас наш главный герой? Я могу ошибаться, но, как мне кажется, автор нигде не называет его по имени. И одновременно всячески даёт нам понять, что это он сам и есть, сам автор. Приём этот позволяет толковать образ главного героя уже не только как конкретный персонаж повести, но расширительно — таким героем-персонажем может стать любой и каждый из читателей (причём не обязательно современников автора или героев повести, но вообще любой человек, даже и наш современник, дитя XXI века!). Автор, по сути, буквально приглашает нас туда — в легенду и одновременно в реальность. Но, самое главное, автор приглашает нас к нам самим, к самим себе, к себе настоящим, искренним, чувствующим и любящим...
Ну и, наконец, та самая первая любовь-чувство, зарождающаяся любовь к женщине. Автор соединяет мифологическую и реальную нити повествования и вводит девочку-девушку из мифа в нашу реальность (заодно усиливая ощущение, что миф и сказка всегда здесь, с нами, среди нас и внутри нас). Герой повести сначала проникается чувством жалости и сострадания к героине мифа Ри, и эти чувства буквально сталкивают в его душе лавину чувств и влекут уже цепочку событий и Поступков. По сути, мы видим процесс инициации в мальчике будущего мужчины — человека, способного и готового защитить слабого, потребовать справедливости, а если надо, то и пожертвовать собой. И пусть высшим силам эта жертва не потребовалась — готовность её принести сама по себе стала инициирующим фактором.
Конечно, при желании можно продолжать раскладывать гармоничный и цельный текст повести на составляющие, исчислять алгеброй гармонию... Но зачем? Гораздо проще (и правильней!) взять в руки эту совсем небольшую книгу и прочитать её самому. Чтобы самому что-то почувствовать и понять, и вспомнить себя и свою первую Любовь.
233,1K