Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шаги по стеклу

Иэн Бэнкс

  • Аватар пользователя
    ash-sand3 января 2018 г.

    Хоть и небольшая по объёму, читалась она тяжело, что отчасти связано с моим нынешним состоянием (хроническая усталость, отупение, снижение способности к восприятию и осмыслению), а отчасти - с сутью самой книги.
    "Шаги по стеклу" - постмодернистский роман с закольцованной композицией, из тех, что больше для ума, нежели для сердца. Три линии повествования, три главных героя связаны между собой только ассоциативно, но не непосредственно (хотя если есть желание, можно свести всё к одному знаменателю по любой из трёх линий; две оставшихся в этом случае будут приложениями, бредом воспалённого сознания). Пересказывать роман смысла мало, тем более что не очень насыщенный событиями сюжет нужен лишь для того, чтобы развернуть множество обрывков, клочков, лент и полотнищ авторских мыслей, убеждений, высказываний, зарисовок, суждений и попросту цитат. Литература подобного толка всегда действует на меня угнетающе - я не люблю эти игры разума ради разума, найденные аллюзии не наполняют меня удовлетворением, путешествие по лабиринту авторского сознания скорее утомляет, нежели радует - а в настоящем случае это усугублялось характерным для постмодернистских романов отсутствием сострадания и несимпатичностью главных героев. У автора много отсылок к Кафке, вот Кафку это и напоминает. Я же никогда не любил литературу абсурда (может, за исключением экзистенциализма), и читал это через силу. Мерзкие герои, мерзкий текст, мерзкие ситуации, гнусные события и никакого разрешения в конце. В этом, разумеется, и состоит цель автора - он, скажем, весьма талантливо отображает внутренний мир полуидиота, страдающего паранойей и манией преследования (насколько эта паранойя оправданна и правдива, разумеется, нельзя сказать точно - всё зависит от точки сборки). Образы образны: сложенный из книг замок, например, и вообще все эти истории про игры (как любезно пишут в комментариях, Бёрн, Хейзинга etc). Но я бы не стал дочитывать эту книгу, если бы не необходимость, и дочитывал я её сегодня, в день, когда нужно уже написать отчёт, потому что старался дистанцироваться от неё подальше. Ничего, кроме досады, апатии и отчаяния, она не вызывает - в разных пропорциях. Искусность поделки в моих глазах не искупает унылой грязи сути. Да, она небезнадёжна, да, обманутый герой выбрасывает в канал и похоть, и падаль - ну и что? Всё, что может остаться у тебя - горькое опустошение, а очищение - это чувство, которое испытываешь после того, как долго блевал: гадкий вкус во рту, вывороченные внутренности, слабость и пустота. "Эти игры не для нас". Я, по крайней мере, предпочитаю другие. Поэтому и загадки автора - многочисленно и искусно разбросанные по тексту - разгадывать не хочется.
    Если говорить о том, как следует читать эту книгу (лично мне-то вообще читать её не следует), то, конечно, в бумажном варианте, чтобы иметь возможность возвращаться назад, сравнивать разные места, делать закладки. Я читал в электронном варианте, поэтому многое пропустил и многое наверняка не понял. Мне, правда, и не хочется понимать.
    Неожиданна ли она для меня? Ну, я мог бы за неё взяться, прочитав аннотацию - я всё ещё клюю на словосочетание "современная литература" - но точно не стал бы дочитывать. Совсем не то послевкусие, что мне нужно - особенно в нынешнем моём состоянии.
    Впрочем, я это сделал, ну и слава богу.

    2
    1,6K