Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Special Topics in Calamity Physics

Marisha Pessl

  • Аватар пользователя
    Аноним2 января 2018 г.

    Некоторые вопросы, на которые не ответят

    Пару лет назад я случайным образом увидел рецензию на "Ночное кино" Мариши Пессл, очень заинтересовался им, и прочитав остался в полном восторге. Книга сразу попала в список любимых, и лично для меня получила почетное звание идеального детектива.
    Понятное дело когда у нас перевели и выпустили дебютный роман Мариши Пессл "Некоторые вопросы теории катастроф" я быстренько побежал в магазин за свежей книжкой, на которую в сети было уже полно хвалебных отзывов. Конечно уже по описанию было понятно что это роман совсем не похожий на Ночное кино, и детективная часть тут совсем не главное (но и она есть, по заверению аннотации), но само собой покупая книгу я ожидал чего-то интересного и захватывающего, а на деле получил нечто странное и нудноватое. Я часто использую в качестве закладок для книг всякие билеты, и в данном случае использовал билет в кино, на котором стоит дата 24.10.2016. Получается что книгу я читал больше года. Почему не бросил и всё таки дочитал? Помимо того, что я бросаю начатые книги только совсем уж в крайнем случае, у "Теории катастроф" всё же есть один плюс, но его я оставлю напоследок.
    А начну, пожалуй, с главного - сюжета. Сюжет, по сути, это год из жизни главной героини, школьницы по имени Синь (да, именно), которая приехала в новый городок со своим отцом-одиночкой, по совместительству большим бабником. Жизнь у нее не то что бы особенно насыщенная, хоть в ней и встречаются, по воле автора, ряд загадочных и интересных событий. Но встречаются они, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Честно говоря действительно интересных и значимых событий тут одно на пару сотен страниц. Ближе к концу книги, правда, случился лихой поворот сюжета, и я подумал "Ого, вот сейчас то начнется интересное мне воздастся за 400 далеко не самых интересных страниц!". Но нет, "Вау!" событие прошло, и книга неожиданно превратилась в какое-то подобие детского детектива. Помните, в детстве были такие книжечки где детки расследуют взрослые преступления? Вот финальные главы похожи на нечто такое, только в добавок ко все у тут нет никакого экшена - только мысли и выводы девочки, которые к тому же по моим ощущениям не подаются как окончательная истина. Может её выводы и правильны, а может и нет. Вообще создается ощущение что Пессл писала роман на так любимую американцами тему о взрослении, а загадочные элементы добавила просто для разнообразия, небольшими дозами равномерно по всей книге, но дойдя до финала дала на свои же загадки смазанные и скомканные ответы, а про одну из них и вовсе, похоже, забыла. Большинство объяснений загадочных событий в этой книге оставляет ощущение, как будто вам долгое время рассказывали о загадочной смерти персонажа, а потом оказывается что он просто вышел покурить и ему кирпич на голову упал. Вроде как тайна раскрыта, но отгадка какая-то совсем не интересная и не понятно зачем из этого раздувать историю на сотни страниц.
    Теперь о главном действующем лице, Синь Ван Меер, за действиями и мыслями которой мы наблюдаем 600 долгих страниц. Представьте себе девочку, которая в свои 16 лет прочитала огромное количество книг и знает чуть ли не всё на свете. И вот она при каждом удобном случае начинает ссылаться на прочитанные книги и блистать своими знаниями, причем иногда совершенно не по делу. Даже окружающих людей она сравнивает то с животными, то с растениями, обязательно рассказав в какой книге она про них прочитала. Сначала это интересно, потом надоедает, а в конце концов начинает раздражать. Но Синь в этой книге так и остается единственным проработанным персонажем, поведение и действия которого можно понять. Все остальные персонажи подаются с налетом некой загадочности, периодически меняя свое поведение по непонятным причинам. Что ими движет и чем они руководствуются? Я надеялся получить ответы на эти вопросы к концу книги, но нет, этого тоже не случилось.
    Надо сказать что у этой книги Пессл, как и у Ночного кино, есть своя фишка. И фишка эта, помимо небольшого количества странноватых иллюстраций, заключается в множестве ссылок на книги, причем как настоящие, так и вымышленные. Даже название глав тут совпадают с названиями литературных произведений. Таким образом автор предлагает нам некую игру, в которой надо понять существует ли упоминаемая книга на самом деле. Надо уточнить что примечания о упоминаемых книгах, которые встречаются чуть ли не на каждой странице, выведены в конец книги, и составляют чуть ли не сотню страниц. Опять же сначала это интересно, но через некоторое время надоедает постоянно листать в конец книги в поисках нужного примечания, постоянно отвлекаясь от основного текста.
    Единственный неоспоримый плюс книги это приятная атмосфера. Есть в ней некое очарование, благодаря которому её приятно читать. Только к сожалению одной атмосферы не достаточно для того, чтоб книга понравилась, по этому я не очень понимаю за что её некоторые так хвалят.

    5
    370