Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
PlackeKeech1 января 2018 г.В своё время, когда нужно было прочитать это произведение по программе, я ограничилась кратким содержанием (к своему большому стыду). Содержание заинтересовало, но о чем же все-таки книга (в смысле в чем её идея и посыл), я не поняла. Более того, ответа не дало и обсуждение в классе, т.к. женщина, преподававшая у нас литературу, в основном восхищалась "такой красивой любовью" ну и все в этом духе.
Прочитав этот роман, я знаю, что никогда не пойму людей, которые видят в нем ту самую "красивую любовь", ради которой люди идут на жертвы. Вот нет её здесь. Но обо всём по порядку.
До того, как познакомиться с главными героями, мы видим действия Воланда и его компании по отношению к другим жителям Москвы, отличившимся не самыми хорошими поступками. Эта часть мне однозначно понравилась. Много сатирических замечаний, которые не потеряли своей актуальности, динамично развивающийся сюжет, и при этом происходящее понятно: так автор видит своё время. Здесь царит порок, ощущение хаоса (которое усиливается, благодаря обилию персонажей, в которых временами путаешься), неопределенности и страха, воплощением которых и является темная сила, посетившая Москву.
То, что дьявол поступает с грешниками справедливо, кстати, не характеризует его как положительного персонажа. Справедливость сама по себе часто жестока, не оставляет для человека возможности измениться к лучшему (для Бога, кстати, характерна не справедливость, а милосердие, почувствуйте разницу). В конце же мы видим, что ни для кого из тех, кто имел опыт встречи с Воландом, это не прошло бесследно. Мораль прозрачна - не вступайте в отношения с дьяволом.А вот сюжетная линия мастера и Маргариты уже не настолько понятна: мы видим людей, которые уже не просто своими неправедными поступками сближаются с силами тьмы, они напрямую приходят к ним, зная, куда идут, обращаются к ним за помощью (Маргарита активно, её избранник в основном пассивно). И возникает главный вопрос: почему же вообще носители "чистой и светлой любви" оказались в компании дьявола (который, на минуточку, воплощение зла), почему в итоге остаются с ним? Почему не заслуживают света?
Что же из себя представляют главные герои?
Мастер - просто жалкий и слабый человек. Причём автор намеренно старается его показать как можно более жалким: "Меня сломали, мне скучно и я хочу в подвал", "Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак". Иногда ему хочется даже посочувствовать от того, как он ничтожен. "Мастер" он потому, что Маргарита его таковым считала и подтверждается это шапочкой с буквой "м". И всё. Автор, кажется, подчёркивает несерьёзное отношение к этому званию.Маргарита - женщина очень неприятная, временами прямо отвратительная. Нервная и неуравновешенная. То как она томно скучает, живя за счёт мужа, который её любит, то, как она с ним обходится, изменяя ему и считает при этом себя несчастной вызывает раздражение. Чем вызвано её помешательство на чудаковатом и ничтожном Мастере? Скукой! Как и радость от возможности полетать голой на метле и при этом орать и ржать как лошадь. Она неадекватна и аморальна (ну, правда, иногда милосердие всё же стучится в её сердце после выплеска агрессии на ни в чем не повинных людях и их имуществе). Те, кто говорят, что она пошла на жертву и продала душу дьяволу ради любви - я не знаю, где вы увидели любовь. "Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна» - думает Маргарита после расставания с мастером. Это в чистом виде эгоистичное помешательство, а не любовь "чистая и светлая". Она не хочет, чтобы с её любимым всё было хорошо, она хочет, чтобы её память была спокойна. Сделку с Воландом она заключает потому что несвободна, потому что это ОНА не может жить без мастера, ради себя, а не ради него. "Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника мастера" - не слишком ли много даже в этой фразе местоимения "я"? Такая "любовь" в жизни на каждом шагу и ничего светлого в ней нет. Может и оказываются герои в аду потому, что это всё таки не идеальная любовь, а ущербная нездоровая связь ущербных людей? Маргарита находит в Мастере избавление от скуки, он же в ней - мнимое избавление от своей никчёмности. Будущее этой любви выглядит примерно так же безрадостно, как пейзаж во сне Маргариты (который, судя по всему, представляет собой будущее героев в мире Воланда) тот самый, где на берёзе хочется повеситься. Видимо от вселенской радости и неземной любви.
Что же до библейских мотивов в романе, об этом подробно и хорошо написано у Кураева. Жаль только, что основаны его замечательные выводы в основном на черновиках. А итоговый текст "Мстера и Маргариты", к сожалению, на мой взгляд не несёт в себе чётко оформленной позиции автора на этот счёт . Я лично вижу в нем разочарование автора в людях и в окружающем его мире, где дьявол пронизывает своим влиянием все сферы жизни и даже, как ни ужасно, понятие "любовь" подменяется дьявольской эгоистичной зависимостью.
4354