Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Случай Портного

Филип Рот

  • Аватар пользователя
    Аноним29 декабря 2017 г.

    Quite funny, как говорят англичане. Действительно забавно, особенно если вы корчите из себя сноба, но в глубине души посмеиваетесь над шутками ТНТ.

    Тема секса вообще табу в патриархально-зашоренной российской культуре. Нет, как бы она есть, телешуток "ниже пояса" и комедий про парня с девушкой, поменявшихся полами, предостаточно, но все равно принято отводить глаза и замолкать. Не говорить и не обсуждать, особенно в присутствии людей старшего возраста. Тема секса вызывает либо глупые усмешки, либо стыдливый румянец. А тут целый роман - про ЭТО. Да-да, вы не ослышались, вся книга про секс. Так сказать, самые яркие и влажные моменты из жизни Александра Портного, молодого и многообещающего борца за равноправие и по совместительству еврея.

    Алекс, главный герой и рассказчик, ведет свой монолог с кушетки психоаналитика, что само по себе является нескрываемой иронией в сторону тенденций американского общества. С этой самой кушетки он и поведает нам об особенностях еврейского детства: властной и заботливой мамочке, отце-подкаблучнике, страдающем запором, кошерной пище, страхе перед гоями и влечении к шиксам. Алекс - настоящий клубок неврозов и комплексов - считает, что именно в детстве находятся корни его неспособности построить нормальные отношения с женщиной. Помимо эдиповой психологической связи с матерью, в центре повествования находится его извращенный роман с фотомоделью Манки. Трудно представить себе двух более не похожих друг на друга женщин. Но если на поддержание общения с матерью Алекс обречен, то к Манки он относится, как к использованной салфетке.

    Вообще, Алекса невозможно воспринимать серьезно. Он классический еврейский сыночек из анекдота, хотя, если задуматься, героям анекдотов живется нелегко. Это нам смешно, поржали и разошлись, а им в этом юмористическом котле всю жизнь вариться. Ощущение забавности потихонечку исчезает, уступая место то ли жалости к Алексу, то ли желанию встряхнуть его хорошенько и поинтересоваться, ну чего он постоянно ноет. Вроде и работа хорошая, и родители заботливые, и сам симпатичный, и девки виснут - а он все недоволен. Неужели национальная черта? Сам Алекс уверен, что таки да. Все его беды и горести происходят из ненавистного еврейского происхождения. И здесь из-под легкомысленной темы секса выползают какие-то совсем не веселые темы самоидентичности и ее потери, инфантильности и ее корней, нежелания принадлежать к определенному сообществу, желания принадлежать к другому и абсолютной невозможности этого достичь. Если бы Алекс смирился с тем, что он еврей, то жилось бы ему гораздо легче. Но он, как совсем маленький ребенок, мечтает стать кем-то другим. Куда заведет его такая мечта? Всего лишь на кушетку психоаналитика? Или в сумасшедший дом? Или ему суждено повторить судьбу Отто Вейнингера (вспомнилось почему-то)?

    Второй роман Филиппа Рота в моей копилке, и я убеждаюсь в его невероятном таланте из какой-то совсем обыденной истории развернуть нечто грандиозное и настоящее. И почему ему до сих пор не дали Нобелевку?

    19
    5,7K