Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пока мы лиц не обрели

Клайв Стейплз Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним26 декабря 2017 г.

    Очень давно собиралась прочитать эту книгу, но все никак руки не доходили, и вот звезды сошлись под нужным углом. Интересно, что это вторая уже в этом месяце книга на один и тот же архетипический сюжет (первая - Восток), но теперь рассказ ведется от лица условно отрицательного персонажа - сестры, которая в своей эгоистичной любви (или жажды любви?), желании подчинить себе другого человека и повелевать им, в неумении сепарироваться от существа, ей не принадлежащего, буквально добилась того, что Психея, она же Истра (она же Гога, она же Гоша), нарушила запрет своего мужа и лишилась семейного счастья, отправившись в изгнание.

    О чем эта книга? О любви? Ну, не знаю, мне сложно было назвать то, о чем я читала, любовью, хотя рассказчица яро упорствовала в такой номинации, чем безмерно меня раздражала. Пожалуй, все-таки об искуплении, хотя до последних страниц это не очевидно, но я с самого начала чего-то такого ожидала от Льюиса, ведь, несмотря на языческий мифологический сюжет, положенный в основу романа, сам он является апологетом христианства, и я все ждала, когда же связь этой истории с более близкой мне религией себя проявит. Ответ - в конце))

    Первую часть читать было трудно, потому что Оруаль (гг, от лица которой идет повествование) вызывала всю дорогу раздражение и даже презрение, местами становилось физически тяжело - и я откладывала книгу. Возможно, отчасти потому, что меня саму коснулась проблема сепарации, а может, потому что мне претит идея собственничества в любви - сложно сказать. Понятно смирение Психеи (привет, христианские добродетели), но я долго думала, как бы поступила на ее месте, и поняла, что не вижу для себя иного пути, кроме бунта. Правда, мне повезло, и мой бунт был бескровным, хотя отчасти продолжается и до сих пор. Понравилась фигура Лиса, греческого наставника - этакий собирательный образ всех древнегреческих философов, понравился Бардия. Царь Глома - чмошник, каких, увы, много. По-своему жаль было вторую сестру, Редиваль: в конце у Оруали вроде как проскальзывает что-то вроде раскаяния, что она совсем забросила одну сестру ради другой, но как по мне, этого мало - и урон был нанесен очень существенный. В общем, мне сложно было удержаться от осуждения главной героини, хочется верить, что никогда не окажусь на ее месте.

    Но книга все же хороша а) нетривиальной интерпретацией и б) небольшим терапевтическим эффектом: тараканы мои хорошо побегали, пока я ее читала. Но на пятерку для меня она не дотянула. Теперь интересно будет почитать нехудожку Льюиса и, может, критику на этот роман, чтобы до конца его понять. Хотя, думаю, главный смысл кроется в названии и в его расшифровке, которая дается под конец романа:


    Я отлично знаю, почему боги не говорят с нами открыто, и не нам ответить на их вопросы. Пока мы не научились говорить, почему они должны слушать наш бессмысленный лепет? Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?

    Так вот, это еще и история об обретении собственного лица и голоса, собственной личности. Этим она все-таки трогает и отзывается где-то глубоко-глубоко.

    12
    373