Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
garetty25 декабря 2017 г."Красное и чёрное" - книга и фильм 1997
Напишу всё-таки про это, иначе оно мне съест мозг чайной ложечкой. На обзор не претендую, просто частное мнение с лирическими отступлениями.
Книгу начала читать по личным причинам, и они были настолько серьёзными, что таки дочитала до конца, несмотря на всю её нудность и несуразность. Первую половину книги я всё пыталась разгадать: издевается автор над своими героями или он серьёзно? А вторую половину книги я ждала момента, когда главного героя наконец казнят, и эта тягомотина завершится.
Мне было жалко всех: автора (за то, что ему под конец надоело приводить письма героев целиком, и он начал ставить пометки "и так далее"), Жюльена (в тюрьме его все так достали, что он мечтал побыстрее умереть, чтобы от них избавиться), госпожу де Реналь (за то, что взрослая адекватная в начале книги тётка начала вести себя, как полная дура, и ударилась в религию), Матильду (за её феерическую неадекватность), маркиза де Ла Моль (за то, что эти молодые придурки довели почтенного интригана до белого каления) и себя (за то, что я всё это читаю). В общем, книжка не для слабонервных.
Сюжет там интересный, язык более или менее терпимый, юмористических моментов полно. Так что, с технической стороны оно достаточно читабельно. Но меня то и дело ставили в тупик характеристики героев. Жюльен Сорель преподносится автором, как личность неординарная: твёрдый характер, высокие помыслы и так далее. Но в каждом сюжетном повороте перед читателем предстаёт жалкий карьерист, то и дело предающий собственные принципы. То есть, вот этот диссонанс между поступками героя и восприятием его другими персонажами (и, возможно, автором) сильно мешал в процессе чтения. Я никак не могла решить для себя, как относиться к главному герою? Что хочет сказать автор, на чьей он стороне? Центральные женские персонажи тоже очень странно прописаны. Матильда - полный неадекват по поступкам - преподносится автором, как сильная, неординарная женщина, которой читатель должен бы симпатизировать. У меня она вызывала только бесконечный фейспалм. В поступках мадам де Реналь ещё видна какая-то логика... в начале книги. Но после того, как она подписала это дурацкое письмо, из-за которого Жюльен помчался её убивать, я окончательно убедилась, что все герои в книге долбанутые на всю голову, а у автора явно извращённое восприятие "сильной личности".
В этом феерическом паноптикуме мне как читателю оказалось очень трудно найти героя, который был бы симпатичен. Уже было даже не важно, хороший он окажется или плохой, лишь бы не вызывал мучительного диссонанса восприятия, как центральные персонажи. И такой герой нашёлся! Русский князь Коразов. На этом месте можно сказать: занавес. Потому что книга-то написана французом после войны 1812 года, и сам Стендаль участвовал в этой кампании, ходил с армией Бонапарта на Москву, то есть, русских знал не понаслышке. Коразов хоть и второстепенный персонаж, но у него нормальная человеческая логика поступков и изрядная доля адекватности. А учитывая роль, которую он сыграл в судьбе Жюльена, ещё хорошее чувство юмора.
Вот такая ужасная книга. Но, учитывая опять же личные причины, я на этом не успокоилась, а пошла искать экранизации. И была очень приятно удивлена, обнаружив фильм 1997 года. Так что, если кто-то захочет убиться этой темой так же, как я, советую сразу начинать с фильма: во избежание взрыва мозга.
Фильм прекрасен во всех отношениях! Две серии, то есть, коротко о главном, без тысячи писем и моря любовных соплей. Очень логично выстроен сюжет, при том, что нет отклонений от сюжета книги. Никаких "режисёрских версий", только хардкор, только первоисточник. Очень приятно даны характеры, так что, наконец, понимаешь, кто там с кем, кому и зачем. А главное, центральные персонажи показаны нормальными людьми! Со страстями, слабостями, человеческой нелогичностью поступков, но без диссонанса, потому что мотивы каждого понимаешь и можешь для себя как-то эти характеры классифицировать.
Жюльен дан очень цельным и действительно неординарным. Ему симпатизируешь с самого начала. Его характер развивается, и за этим развитием весьма нтересно наблюдать. Актёр Ким Росси Стюарт сделал этот образ, так отталкивавший меня в книге, весьма притягательным и симпатичным. И женщины в фильме не кажутся стихийно сумасшедшими: у каждой из них есть свои мотивы и своя логика, так что можно, наконец-то, попытаться поставить себя на место персонажа, "пожить жизнью героини". Обе хороши - каждая по-своему. И красивы.
Но в фильме меня не только центральные герои порадовали. Все второстепенные персонажи показаны очень ярко, в каждом из них есть что-то своё. Ни одной смазанной, не запоминающейся роли. И каждого героя столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Мне, как зрителю, хватило, чтобы "насытиться" всеми. Даже мальчик, ученик Жюльена, настолько ярок, что его не забудешь, хотя детские образы во взрослых фильмах удаются далеко не всегда.
А ещё мне в фильме очень понравилась тщательная стилизация эпохи. Тут просто все мои эстетские кинки почесали и погладили! Какие планы, антураж, костюмы, грим! Всё очень правдоподобно, кажется, нет ни одной забытой мелочи. Благодаря такой тщательности общая картина эпохи не кажется искусственной, "как в кино". Фильм визуально красивый, даже завораживающий. Для меня в нём всё совпало и сложилось, и могу сказать, что именно в фильме нашла то, ради чего взялась читать книгу.
91,1K