Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В темноте

Кристина Хигер, Даниэль Пайснер

  • Аватар пользователя
    Аноним24 декабря 2017 г.

    Эта история из одного ряда с дневником Анны Франк, с той разницей, что написана пост фактум и мировоззренчески свидетельствует о разной среде, в которой жили и выживали еврейские девочки. Крыся - ребёнок 7 лет, что принял все тяготы войны наравне со взрослыми. В эту историю веришь с трудом. Ибо тяжело поверить, что человек оказывается способен вытерпить все.

    Как мы видим, заявлена издательством она в некоторой степени триллерно, дескать, готовьтесь к военной версии куба и иных психологических ловушек с ограниченным, замкнутыми пространством. Семья Хигер вмессте с несколькими разношерстными евреями спускается в канализационную систему города Львова, где выживает больше года в ожидании прихода русских войск- освободителей.

    Однако эта история была бы оборванной и потеряла бы свой гуманистический пафос, если бы не повествование о семье Хигер, не контраст между довоенной жизнью и Яновским концлагерем, не изнаночная сторона жизни, когда на войне поводов для смеха, творчества, радости было больше, чем когда-либо ещё. Смех и попытка устоять на тонкой ниточке жизни приговоренных к смерти, таэнтаральные постановки в мокром помещении с крысами, располеженном в канализиционных отсеках.

    Наверно в том и различие между дневником Анны Франк и дневником Хигер. Сложно сопоставлять документальные истории, нельзя быть притязательным к почерку жизни, но отметить тот факт, что говорят о себе представители разных ментальностей (разумеется, со скидкой на возраст) можно. Анна Франк повествует больше о мире материальном, о проявленности и требованиях тела, Крыся - о мире призрака любви, отметившего своих поверенных ответственностью. Именно потому не отличающиеся образцовостью поведения поляки помогают евреям, рискуя своей жизнью и жизнью семей.

    К слову сказать, тут резкий контраст с украинцами. Некоторые заметки Кристины Хигер позволяют задуматься о генетическом коде нации






    Украинцы издавна ненавидели евреев. Русские ненавидели всех, кто был просто богаче или относился к высшим классам. Что было хуже, неизвестно, хотя хватило бы и чего-нибудь одного.

    29 июня 1941 года, когда в город вошли подразделения вермахта, паника охватила весь город. Пакт о ненападении был нарушен. Русские ушли. Евреи боялись выходить из своих домов. А на улицах плясали ликующие украинцы. Дело в том, что немцы пообещали украинцам «Свободную Украину», и те встречали своих избавителей цветами

    Во многом эта книга о системе выживания индивида и человека в нечеловеческих условиях, о проявлениях души, поражающих как лик Господен на Туринской плащанице. В войне выживали две категории: тела подлецов и души храбрецов (тех "человеков", что с большой буквы).

    Можно отмечать мелкие подробности еврейского характера, взаимоотношения наций в довоенном Львове, быт и неприкрытую действительность, что вместе складываются в мозаику жизни. А можно просто на миг представить картинку "В темноте канализиционного отсека, где Крысю и Павла учат читать", или где правоверный еврей справляет обряды над телами мёртвых, или где люди лезут за водой в трубы 80 см диаметром, где их смывает потоками воды, или где...мирная послевоенная, унылая, пресытившаяся страданиями жизнь добивает выживших унизительностью мелких шажков в сторону света и нормального течения быта.

    И плакать. И понимать.

    18
    2,1K