Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Валькирия

Мария Семёнова

  • Аватар пользователя
    Аноним23 декабря 2017 г.

    жанр, который я дождалась

    Йоу, господа и дамы.
    Отмена гейсов на славянское фэнтези.
    Оооооочень маленькие спойлеры.

    «Валькирия» когда-то была выбрана мной как та самая книга, которая должна впервые познакомить меня со славянским фэнтези. Почему именно эта книга и этот автор я не знаю, просто слышала о них много хорошего и думала, что мои надежды на жанр они сумеют оправдать. Но вышло, как всегда не так (а так).
    И вот, после захватившего меня «Волкодава» знакомство с жанром и с автором было решено непременно продолжить, но нужно ли читать вторую книгу Семёновой через такой короткий промежуток времени после первой, я не знала. Бывает у меня, что прочтёшь какой-то не тот жанр не в то время, и всё — читать что-то дальше как бабка отшептала. Поэтому к чтению/не чтению «Валькирии» я подошла максимально серьёзно тупо. Да, я заглянула в рецензии. Надо отметить, что на слишком уж жирные спойлеры наткнуться не получилось, да и первые всё-таки вдохновили, но другие нагнали сомнений: мне вдруг начало казаться (под гнётом чьего-то чужого мнения), что книга типично-сопливая, о девичьих страданиях и поисках мужика (я решила так, потому что почти так и было написано, ну). Я подумала: «вот же [заблокировано роскомнадзором]!»… И всё-таки решила читать, пусть и не понравится, зато лично мне, а не через мнение незнакомых рецензентов.

    Да, на обложке красуется фраза: «Тот, кого я всегда жду», намекая на что-то такое, что случится вот-вот... И да, с одной стороны главная героиня по имени Зима действительно кого-то ждёт, не спеша замуж за деревенских парней, каждый из которых намного её слабее. Слабее во всех смыслах, ведь Зиме досталась дедушкина сила, а тот как-то медведю хребет перебил… И Зима ждёт кого-то, кто точно будет её сильнее, за ком она будет как за каменной стеной, и за кого она точно пойдёт сама, а не потому что младшая сестра не хочет сидеть в девках, пока старшую не пристроят замуж. И вот вроде бы начало сюжета: Зиме нужен лишь тот, кого она ждёт, но свобода ей нужна не только в выборе спутника, но и выборе пути, а её собираются выдать за местного молодчика. И упрямая девка сбегает из дома прямиком в дружину варягов, но нет, не чтобы найти там мужика, а чтобы стать воином. Просто Зима решает взяться за то, что умеет лучше всего, и что поделать, если в этот список входит охота, пускание стрел и всяческая демонстрация отнюдь неженской силы? Девушка просто ищет способ выжить, используя свои умения, и находит для этого весьма перспективное место. И где-то там, в закоулках её довольно ранимой души порой возникает мысль всё-таки встретить однажды того, кого она ждёт. Но это очень второстепенно, и романтики здесь не стоит ждать…
    Книга не просто о том, как через страдания и кровь прийти к результату. «Валькирия» — она глубже. Она всё-таки о том, почему стоит бороться за идеи и выбор, почему иногда лучше пренебречь правилами и нарушить запреты, и чем в итоге вознаградится простое человеческое упрямство и умение стоять на своём. Иногда мы не получаем того, чего хотим, а иногда всё-таки получаем, но для этого нужно оторваться от корней, позволить буре повалить старые устои, которые стоят, как злые берёзы и мешают жить счастливо. И почему важно не давать людям права управлять твоей жизнью, и самому не сходить с пути. Если нужно — делать, а если нужно — ждать.

    Все мы, наверное, кого-то ждём (ну ладно, если не кого-то, то чего-то — точно), и образ того, кого ждёт Зима скорее не образ конкретного человека, а просто тень будущего, которое скорее всего наступит, если достаточно упрямо к этому будущему идти.
    В отличие от Волкодава, идеального со всех сторон и отвлекающего сто процентов внимания читателя на себя, Зима как героиня всё-таки не такая совершенная (и от этого чуть живее), и это чувствуется. Она и заплакать от обиды может, и подумать о чём-то не как воин бы подумал, а как обычная девчонка. Она сомневается, стоит ли продолжать свою службу или всё-таки уйти из дружины, стоит ли и дальше ждать того, кого она и не встречала никогда и, может, не встретит. Второстепенные герои не идут к ней фоном, они все на своём месте, у каждого неповторимые характеры и своя мораль, прописаны они потрясающе и к каждому что-то чувствуешь особенное, и расстаёшься в итоге как с родными…

    Слог у Марии Семёновой просто волшебный, он не рассказывает, а показывает, я заметила это ещё в «Волкодаве», а здесь это чувствуется ещё сильнее. Богатый, насыщенный, живой язык, хочется читать и читать, подхватывая от героев жажду жизни и свершений.
    Кровищи здесь на порядок меньше, чем в «Волкодаве», хотя и головы на копья насаживают, и в бочину остриём тычут, и стрелами метят прямиком в глаз. И кто только сказал, что в древние времена люди были добрее друг к другу? Никаких розовых соплей и девчачьести (как и пошлости) здесь тоже нет, книга о выборе пути и становлении личности.

    Ещё всего месяц назад я понятия не имела, какое оно — славянское фэнтези, и как пишет Мария Семёнова я тоже не знала. Сегодня я точно могу сказать, что все эти древние боги, ритуалы, обряды, битвы и законы ничуть не проигрывают зарубежному фэнтези, а где-то и выигрывают даже, хотя бы потому, что это в каких-то моментах и часть нашей истории. А Мария Семёнова, похоже, именно тот, в доску «свой» автор, которого я буду продолжать читать и дальше.
    Это восторг, господа и дамы,
    просто восторг.

    31
    1K