Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним21 декабря 2017 г.Мне очень тяжело писать рецензию на эту книгу, поскольку Гюго — один из моих любимых писателей, но именно это произведение, мягко говоря, оставило большой осадок во мне.
Скажу сразу — начинать знакомство с этим писателем с «Человека, который смеется» не стоит ни при каких обстоятельствах. Даже если вам вдруг его задали по школьной программе. Обойдитесь кратким содержанием. Потому что иначе впечатление испортится, и вы не захотите дальше знакомиться с его прекрасными «Отверженными» и «Собором Парижской Богоматери». А я себе этого просто не прощу.
Гюго — сам по себе явление уникальное не только для своего времени и для своей страны, но и для писателя как такового. Гюго — больше публицист, чем писатель. Он описывает социальные проблемы настоящего и прошлого через призму конкретного человека, взывая к справедливости и привлекая внимания властей к проблемам повальной нищеты, человеческого равнодушия и многим категориям отверженных, вынужденных выживать из последних сил на глазах у пирующей знати. «Человек, который смеется» — это масштабная и смелая идея, не получившая тем не менее должного воплощения.
Действие происходит в Англии XVII века. Это история о двух влюбленных, лишенных жестокой судьбой всего, кроме своей любви. Она — слепая от рождения сирота, он — изуродован компрачикосами и брошен на произвол судьбы.
Сюжетная линия очень страдает от злоупотреблениями фактами и отступлениями. То и дело зародившаяся было сдельная линия спотыкается о скрупулезно детализированные описания быта жизнедеятельности английского пэрства, те самые масштабные описания, которые в иных произведениях имеют свою подоплеку, здесь же создают впечатление шарманки, где вместо мелодии прокручиваются исторические трактаты.Здесь надо сказать, что я сужу достаточно объективно в том плане, что, сама являясь человеком с историческим образованием, готова к подобным вещам и даже с предвкушением их ожидаю. Но в данном случае я смогла дочитать это лишь из уважения к автору.
Отдельно стоит отметить восторженно-эмоциональный стиль, в котором Гюго передается пространным излияниям на тему глубоких чувств главных героев.
Патетика и нескончаемые повторения, к которым автор прибегает, убивает изначальный запал и без того романтически настроенного читателя, готового упиваться эмоциями и злоключениями персонажей.
В целом книгу стоит читать тем, кто:
во что бы то ни стало хочет узнать всё о государственном строе Англии XVII века, о всех пэрах поименно
является самым преданным фанатом Гюго и готов читать любые его произведения, независимо от того, что там происходит.Я бы настоятельно рекомендовала прочесть для начала «Собор», затем «Отверженных» и уже после, привыкнув к стилю автора, решить, готовы ли вы к такому подвигу.
10358