Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Three-Body Problem

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2017 г.

    Несвежее дыхание советского агитпрома. Это когда персонажи присутствуют и необходимы постольку, поскольку будут вещать, заявлять, обличать, изрекать, чуть-чуть рефлексировать (неубедительно и вяло) и вести мутные, напыщенные диалоги, объясняя свою сюжетную детерменированность - как они дошли жизни такой и почему должны делать, что делают. Мертворожденные, кукольные - вынутыми из ящика, спросонья оттарабанят текст, не вникая в содержание и дальше спать. Ни сомнений у них перед выбором, ни чувств, ни желаний, ни мыслей - собственно-собственных, а не тех, что должно воплощать сообразно сюжетному изгибу. Ни одного характера, взаимозаменяемы и необязательны. Они обслуживают сюжетообразующее фантастическое допущение - точка.

    Я не увидел здесь драмы - не той, которая как бы следует из ключевых событий, а которую переживаешь вместе с героями. И не услышал полифонии. Здесь нет, собственно, ничего из того, что определяет роман как жанр.

    «Как могло случиться, что Линько, так хорошо знавший уставы, допустил грубейшее нарушение устава гарнизонной и караульной служб? А ты, Беркутов? Разве ты не оказался ротозеем, не заметив, куда ушел Симаков? И мы все – как мы не заметили, что Симакова не оказалось с нами, когда караул был поднят в ружье? (с)».

    Как-то так.

    Иногда так писали фантастику в начале двадцатого века: придумаю-ка я пушку, которая будет стрелять на пятьсот км. Такая, значит, центральная идея. И завертелось - подбираем статистов, зачем им внутренний мир - они идею, пушку обслуживают. Объясняют, по ходу дела, как это все заработает. И это читабельно - в 4 классе, потому, что фантастическое допущение и идейная наполненность - две большие разницы. И любые, пусть даже презанимательнейшие/мегареволюционные/крышевыносящие и пр. научно-фантастическая придумки безнадежно девальвируются слабостью художественного текста. Человечество обанкротилось, в печку его - идея, чо.

    25
    654