Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    MatildaLehrs19 декабря 2017 г.

    Много величия

    О тех книгах, что признаны классикой, говорить всегда сложно. Но эта книга не просто классическая, скорее она классическая в кругах серьёзных гуманитариев: филологов, философов, лингвистов, историков, семиотиков и иже с ними. После того, как я попала в среду таких людей, я не раз слышала упоминание "Имени Розы", но прикоснуться не решалась, и книга пролежала у меня довольно долго, пока в один прекрасный день мне не стукнуло в голову: "Хочу!"

    И первое, что я поняла - книга сложна. Эко не церемонится с читателем. Да, для затравки есть детективная история с аллюзией на Холмса и Ватсона, которая сделала произведение популярным в широких кругах, но дело совершенно не в ней.

    Самый сок - это как раз те моменты, которые очень многие пролистают, посчитав скучными. Например, многостраничное описание портала. Сначала задаёшься вопросом, мол, зачем это? Но если знать историю Средних Веков, то понимаешь, что без этого описания автор бы солгал в воспроизведении духа того времени: убранство церквей несло не только эстетическую функцию, но и символическую. Сейчас мы почти не можем считывать эти символы без специальных знаний, но в то время это был свой язык, который не являлся уделом людей с высшим образованием. Не знавшие грамоты крестьяне могли прочесть по стенам храма почти все библейские события, и это был их второй, после проповеди, вариант приобщения к Священному Писанию. Церковнослужители же умели эти символы воспроизводить и генерировать, чтобы доносить истину широкой публике. Поэтому Адсон при первом попадании в храм не мог не прочитать эти символы: это было естественно, как при покупки товара в магазине взглянуть на ценник. Зная это, довольно интересно посмотреть, как восприятие человека того времени отличается от твоего собственного: поставь перед готическим собором Адсона и современного туриста - уровни восприятия будут совершенно разные. И вот уже скучное многостраничное описание приобретает смысл.

    И таких моментов достаточно, хотя не на них сделан упор. Угол рассмотрения выбирает сам читатель, в зависимости от тех культурных ключей, что у него имеются. Много внимания уделено философским рассуждениям и, опять же, зная философию, можно получить в два раза больше удовольствия, понимая, к кому Эко апеллирует, кого критикует, на кого ссылается и откуда что выводит.
    Исторические аллюзии - это ещё один слой романа, который можно разбирать по аналогии с другими.

    Однако после прочтения понимаешь, что ты уловил явно не всё, потому что для очень многого у тебя просто нет ключа, нет знаний - той удочки, на которую можно поймать мысль Эко. Поэтому я понимаю, почему многие не разделяют восторга других, считая книгу затянутой, непонятной и далее по списку. Я сама больно ударилась во многие закрытые двери, но, оглянувшись на те, что сумела открыть, твёрдо решила, что надо пойти поискать ключи и вернуться к роману снова.

    5
    274