Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lost Symbol

Dan Brown

  • Аватар пользователя
    Lasare19 декабря 2017 г.

    Неудачный эксперимент над привычным форматом

    Конспирология и мистика - идеальные ингредиенты для привлечения большой аудитории читателей. Это же так классно приоткрыть дверь и подслушать какую-то страшную, да к тому же древнюю тайну, которую вам так авторитетно и интересно рассказывают. Окружающий мир сразу начинает играть какими-то яркими загадочными красками.

    Браун научился мастерски использовать эту человеческую слабость. При этом добавив к рецепту успеха классическое голливудское построение сюжета.

    Открывая его книги, мы ожидаем получить уже привычный развлекательный продукт:
    1) следствие будет вести гений-профессор, который знает и помнит всё об истории человечества и символики,
    2) рядом обязательно найдется более чем эрудированная независимая девушка, к тому же привлекательной внешности (прямо сюжет Бонда Гарвардского разлива),
    3) нас обязательно попугают страшной тайной, грозящей всему миру и доступной только горстке избранных.
    Далее напустят тумана, добавят супер-злодея, сгустят интригу фактором времени, подержать кипение на медленном огне, а в конце всё обязательно будет хорошо.

    Рецепт прост до невозможности, изюминку же ему придает мастерство переплетения различных исторических фактов с легендами, отсылка к подлинно существующим памятникам и местам, однозначно выстроенная логическая линия. Думать и сомневаться не надо - Лэнгдон свое дело знает и не ошибается.

    Все эти ожидания легкого чтения и привели меня к очередному роману Утраченный Символ, который, к сожалению, разочаровал .
    Что же с ним не так?

    Пожалуй, первым неудачным ходом можно назвать добавление личного характера драмы Лэнгдона в сюжет. Опасность на протяжении всего романа грозит не только абстрактному человечеству, но и непосредственно членам близкой Лэнгдону семьи.
    Казалось бы наоборот хорошо, персонаж нам уже знаком по предыдущим книгам, вплетём личные переживания в канву мировых угроз и тайн, сразу повысим градус напряжения и сопереживания!

    Однако не сработало. Почему?
    Да потому что этот персонаж никогда по настоящему не раскрывался ни в одной из книг. Жанр этого и не требовал. Лэнгдон был обрисован грубыми штрихами, парой ярких деталей. Проще было бы написать: “Это главный герой книги, он вам тут все покажет - этого и достаточно”.
    Мы ведь никогда не переживали, что с ним что-то случится, несмотря на всю опасность ситуаций. Интерес всегда представлял только один вопрос: “Успеет он разгадать загадку вовремя или нет?”

    А тут нас вдруг пытаются погрузить во внутренний мир переживаний профессора за судьбу своего наставника Питера Соломона, так еще и заставляют сопереживать драме абсолютно незнакомой нам семьи. Мы конечно люди не черствые, но как-то не трогает топорно прописанная мелодрама неизвестных персонажей в стиле бразильского сериала.
    Завязка событий базируется на ненависти главного антигероя к семье Питера. Всю книгу мы ожидаем узнать причины этой ненависти и предысторию, намеками нас поддерживают в этом намерении и… ничего мы так и не понимаем.

    • Так почему вы говорите антигерой стал антигероем? - спрашиваем мы у автора.
    • Да потому что! - отвечает он.

      Второе почетное место в списке причин неудачи - затянутость сюжета.


    В романе более пятисот страниц и Браун как мог наполнял их диалогами, чтобы растянут текст. Одна и та же мысль разжевывается разными словами. А многие диалоги строятся примерно вот в таком стил
    • Питер, полагаешь утраченный символ захоронен в основании этого монумента?
    • Роберт, да! Полагаю утраченный символ захоронен в основании этого монумента!

      Из-за первых двух пунктов крайне сложно преодолеть начало книги. Действие очень долго не начинается, потому что Лэнгдон высказывает сомнения, необходимо ли начинать искать разгадку древних масонских тайн или все-таки нет. И все говорят, говорят, говорят….

      Но на этом не заканчивается череда вопросов к сюжету. Автор решает порадовать нас добавлением бессмысленных побочных сюжетных линий и персонажей.

      И вот мы читаем историю ассистентки, работающей в лаборатории. Нам рассказывают про ее отношения с главной героиней Кэтрин, историю ее карьеры, делают короткий флешбек к несостоявшейся любовной линии, а потом... быстренько убивают (даже не считаю это за спойлер, было и так понятно).

    о).

  • Внимание вопрос: и зачем мы читали все эти тщетные попытки придания персонажу глубины? Главным героям плевать на ее кончину, нам в общем-то тоже, значит вновь автор просто растягивает текст.

    В общем и целом я все-таки отдаю книге 3 звезды из 5, т.е. оставляю свою оценку нейтральной.
    Несмотря на то, что книги Брауна относятся к псевдо-научпопу, благодарность они заслуживают за то, что все-таки пробуждают интерес к истории.
    При чтении прям так и тянет залезть в Википедию, посмотреть фотографии описываемых мест, памятников, артефактов, понять где правда, а где все-таки вымысел автора, а там того и гляди что-то в памяти и останется.

    Рассказанная история масонов неоднократно поднималась в книгах и кино, поэтому было интересно чуть более подробно познакомиться с их философией и наследием, сохраненном в архитектуре Вашингтона.

    Уже в следующей своей книге Инферно Браун возвращается к своему исходному стилю и формату, убирая перечисленные недостатки Утраченного Символа.
    Возможно это был просто эксперимент, не совсем успешная попытка отступить от классического рецепта и посмотреть, что же будет. Ведь рисковать было нечем - после успеха Кода да Винчи любой роман, вышедший из под пера автора, имел бы коммерческий успех и вызвал интерес читателей, независимо от содержания и рецензий.

3
309