Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Capitães da Areia

Jorge Amado

  • Аватар пользователя
    Аноним17 декабря 2017 г.

    СПОЙЛЕРЫ!
    Для начала: я даже не знаю, кому стоит посоветовать читать этот роман - для взрослых он слишком розово-неправдоподобен и глуп, для читателей помладше - многовато аспектов сексуальной жизни «капитанов песка», но дело даже не в этом.

    С самого начала Амаду нам представляет «капитанов песка» такими жертвами общества, что, мол, внутри-то они хорошие, но вот так у нас все плохо, что они вынуждены воровать и совершать иные преступления. И вот рассказывает он жалостливые истории, обеляет своих героев, как только может, а потом внезапно:


    «Они воруют, дерутся, бранятся так, что уши вянут, по ночам подкарауливают на пляже девчонок-негритянок, могут при случае пырнуть ножом полицейского — и все-таки они добрые, они преданы друг другу»

    Да-да, подкарауливают девчонок-негритянок для того чтобы изнасиловать. Логично, конечно, учитывая образ жизни «капитанов..», но, Жоржи, не надо мне после этого говорить, что они добрые! Создается впечатление, что сам автор считает это нормальным, раз приравнивает этот поступок к оправдательным - их друг падре на протяжении романа постоянно бормочет, что "капитаны ..." на самом деле безгрешны.

    Вообще, в романе у Амаду виноваты практически все, кроме этих детей. Автор упорно вдалбливает читателю (очень упорно, не один абзац), что во всем виновато общество, и не просто общество, а именно богачи. Я б поверила, возможно, будь мне лет поменьше, вот только… Ну, смотрите сами: «капитанов песка» примерно сто человек, плюс-минус. Наверняка не у всех умерли родители (логически это маловероятно), вопрос: где они? Если они бросили своих детей - богачи-то тут причем? Или пришел такой богатый дядька и говорит: «Не нравится мне твой ребенок, давай его бросай». Ну глупо же. Понятно, что без вины общества не обошлось, но как же родительская любовь, там, ответственность? Или это в Бразилии считается нормой - выбросить своего ребенка на улицу умирать? Я что-то сомневаюсь.

    В колониях все надзиратели и начальники плохие априори. Бьют, не дают есть, сажают в карцер. Эх, Жоржи, не был ты у нас в колониях для несовершеннолетних - считается местом покруче взрослых тюрем по количеству жестокостей, и не среди персонала, а среди самих заключенных по отношению друг к другу.

    В романе есть куча всего еще: рояли из кустов так и сыпятся, неправдоподобность некоторых сцен зашкаливает (смотаться из колонии из окна по веревке? да легко!), эмоциональную составляющую автор не всегда вытягивает и много-много повторов в тексте.

    Еще автор все делает упор на то, что «капитаны песка» любят свободу, и тюкает этой свободой читателя как дятел, а что он имел в виду под «свободой» становится ясно в самом конце. «Ну что, готовы?» - как говорил Задорнов. Амаду, оказывается, ратует за коммунизм! Сразу становится понятно, с чего это во всем виновато богатое общество и никто кроме него. И в конце один из героев вступает в партию - делать революцию. Тут, на мой взгляд, автор оказал партии медвежью услугу, ибо, кхм, партия, состоящая из бывших малолетних насильников, выглядит как-то малопривлекательно.

    Единственные герои, кому удалось меня заинтересовать - Безногий (есть с ним довольно трогательная сцена, да и вообще он интересен как персонаж) и Кот (очень удачно вышел). Остальные - картон картонный. Дора, любовь Педро, просто фееричная дура. Сто человек хотят тебя изнасиловать? Надо через пять минут попроситься к ним навсегда, они же ПООБЕЩАЛИ ее не трогать. Логика! Хотя это можно списать на ее юный возраст, но инстинкт самосохранения у девчонки отсутствует.

    Приключения описаны занятно, такая «блатная» романтика, вот только не люблю я мишуру - либо пиши как есть (да, мол, сволочи), либо делай их совсем уж положительными, эдакими «Робин Гудами» по-бразильски.

    А так я осталась в недоумении.

    9
    550