Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегущий по лезвию бритвы

Филип Дик

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2017 г.

    Непрерывно возрастающее стремление человечества к совершенствованию искусственного интеллекта, к созданию роботов, которые максимально похожи на людей, уже несколько десятилетий будоражит умы писателей-фантастов. Явление это поднимает целый ряд проблем: не свидетельствует ли подобное стремление об амбициях человека взять на себя функции Создателя; способна ли машина чувствовать, желать, иметь собственные цели, отличные от заданной ей программы; не наступит ли момент (вернее, как скоро он наступит), когда машина из слуги человека превратится в его господина? Филип Дик в своем романе, в первую очередь, задается вопросом, что именно делает человека человеком.

    По воле автора мы оказываемся в далеком будущем - далеком относительно времени создания романа, для нас же это уже альтернативная (к счастью) реальность. Мировая война превратила Землю в малопригодную для жизни планету, практически опустошенную, прозябающую в горах мусора под вечной пеленой радиоактивной пыли. Почти все население Земли уже эмигрировало во внеземные колонии, в частности, на Марс, где быт им помогают налаживать слуги-андроиды. Андроид является органическим существом и практически не отличим от человека (по крайней мере, по внешним признакам). Покидать планету пребывания андроидам строго запрещено, их единственная задача - служить хозяевам, однако у некоторых из них находятся свои соображения на этот счет, поэтому иногда андроиды убивают своих владельцев и отправляются на Землю, где скрываются под видом людей. Рик Декард - сотрудник земной полиции, охотник за беглыми андроидами. Его задача - выявить андроида-преступника с помощью специально разработанных психо-эмоциональных тестов и ликвидировать его.

    На фоне профессиональной деятельности героя перед нами разворачивается и его повседневная жизнь - жизнь рядового землянина, состоящая из настройки с помощью специального прибора своего психо-эмоционального состояния, просмотра вместе с супругой круглосуточной телепередачи и периодических сеансов массовых телепатических слияний с неким мифическим Уилбуром - то ли человеком, то ли богом.

    Основное качество, которое все еще отличает людей от андроидов, - это склонность к эмпатии, способность сопереживать другому живому существу. Так сложилось, что самым наглядным проявлением эмпатии в обществе стала забота о животном, поэтому любой уважающий себя землянин должен иметь домашнее животное. Однако почти вся дикая фауна на Земле вымерла из-за радиоактивной пыли, теперь животное можно лишь приобрести по каталогу за немалую цену - чем крупнее животное, тем выше цена. Размер и степень редкости животного свидетельствует о социальном статусе его владельца. Те же, кто не может позволить себе купить живую лошадь или козу, но при этом не желает довольствоваться белкой, может тайно приобрести искусственное животное и надеяться, что соседи не распознают подделку. Иметь не настоящее животное считается ущербным, почти неприличным. Рик как раз из таких, несчастный владелец электрической овцы - она почти как настоящая, но все же совсем не то, и герой готов жилы порвать, залезть в долги, рисковать жизнью, чтобы исполнить свою мечту - обладать настоящим животным.

    Люди, которые с помощью животных понтуются перед соседями, скорее, просто отчаянно доказывают друг другу и самим себе, что еще не утратили человечности. В условиях, когда андроиды неотличимы от людей, когда даже сам андроид благодаря встроенной ложной памяти может не знать, что он андроид, демонстрация любви к животному становится единственным способом показать, что ты человек, нормальный, законопослушный член общества, а не какой-нибудь там бесчувственный анди.

    Сострадание - основополагающая способность, высшая ценность, однако, столкнувшись с андроидами последнего поколения, Рик чувствует, что именно это качество теперь мешает ему выполнять свою работу, как прежде. С каждой новой моделью синтетического мозга анди становятся все ближе к людям, и от этого их морально труднее убивать. Даже несмотря на то, что каждый из них ради своей свободы забрал человеческую жизнь. Раньше работа охотника была просто работой, техничным устранением нежелательного элемента, теперь же она сродни вынужденному насилию - если не над живым существом, то, по меньшей мере, над самим собой.


    Таково фундаментальное условие жизни - совершать насилие над собственной сущностью.

    Андроиды не злые - они просто не понимают, почему, создав их по образу и подобию своему, человек отказал им в праве на свободу воли, праве распоряжаться своей судьбой. Что, видимо, в свою очередь, отсылает нас к схожей модели "человек - раб Божий". Вообще в романе уделено довольно много внимания различным псевдорелигиозным мотивам, но не все они были мне до конца понятны. Ну ладно, культ сострадания - это такой толстый намек на выродившееся христианство, но к чему он? Во всяком случае, если автор тем самым хотел выразить свое отношение к религии, то лично для меня его позиция в этом вопросе так и осталась туманной.

    Откровенно говоря, сомнения и терзания героя не вызвали во мне сопереживания. Его отношения с женой казались бесцветными, его пробудившийся интерес к андроидам - не вполне раскрытым. Даже мечта Рика иметь настоящее животное отдавала фальшью, ведь будь она искренним стремлением общаться с живым существом и заботиться о нем, герою было бы все равно, престижное это животное или нет. Да, он, безусловно, вправе хотеть не какое-нибудь, а конкретное животное, но в том и дело, что он то хотел любое - лишь бы оно повыше котировалось по каталогу Сидни.

    Герой и его жена до мозга костей зомбированы массовой культурой и оттого скучны. Вокруг сплошной тлен и безысходность. Я все ждала, что вот-вот в сюжете нарисуется какая-то интрига, что выяснится нечто неожиданное, что перевернет все с ног на голову, но, увы, так и не дождалась. Несмотря на наличие экшн-сцен, действие развивалось слишком ровно, а к концу и вовсе сошло на нет, ушло в личные переживания и какой-то почти психодел. В целом роман показался пресным, лишенным яркого акцента, хотя он, безусловно, оставляет после себя поводы к размышлению.

    5
    217