Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Der Club der unverbesserlichen Optimisten

Jean-Michel Guenassia

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2017 г.

    Чужаки и их ошибки

    Смело могу сказать, что эта книга - одна из лучших среди прочитанных мной в 2017 году. Хотя бы потому что до этого я еще никогда не встречала такого искусного сочетания жанров. Она начинается в лучших традициях современного французского романа со всей саркастичностью, присущей литературному стилю этой нации. Главный герой 14-ти лет от роду описывает жизнь своей семьи с небольшими отсылками к ее истории с момента знакомства и свадьбы родителей. Отец и мать - люди разные, каждый из них репрезентует определенное сословие, курию французского общества. Делоне - чопорные и высокомерные буржуа, Марини - социалисты да еще к тому же и выходцы из числа итальянских эмигрантов. Но какие это может иметь значение во Франции в середине 20-го века после самой кровопролитной войны в истории человечества? Это ведь не какой нибудь, не к ночи будь помянут, Советски Союз, где людей пачками отправляют в лагеря только за подозрение в каком-либо проступке. Так что пикировки Марини и Делоне воспринимаются шутливо, добавляют повествованию пикантности, делая его слегка водевильным. А вот что касается СССР, то Союз здесь возникает почти с самых первых страниц. Мишель Марини, который обожает проводить время после школы в одном из ближайших бистро, довольно быстро знакомится с его постоянными посетителями - русскими эмигрантами, проводящими там время за игрой в шахматы. Врачи и летчики на своей родине, здесь, в Париже они работают официантами, ночными санитарами в больницах, а еще чаще - таксистами. И история каждого из них, о которой рассказывает Мишель по ходу книги, достойна, пожалуй, отдельного романа.

    Поначалу кажется, что такими жизненными история книга и исчерпается. Они даже кажутся немного стереотипными - все эти разговоры об отсутствии свободы слова, восхищение сбежавшим Нуреевым и прочие эмигрантские приметы. На основе описаний завсегдатаев бистро вырисовывается некий общий образ эмигранта-авантюриста, человека с определенным складом характера и взглядами на жизнь. Но как хорошая шкатулка, эта история имеет второе дно. По мере развития событий повествование становится все более драматичным, а ближе к финалу и вовсе - детективным. Старший брат Мишеля, дезертировав из армии, пускается в бега, поначалу шутливые пикировки родителей приводят в итоге к разводу, а первая любовь оказывается еврейкой, которой необходимо вернуться в Израиль вместе с семьей. Тема эмиграции, культурных различий, противоречий, когда живущие рядом люди принадлежат в то же время практически к разным вселенным, возникает в романе вновь и вновь, становится сквозной, магистральной, появляется в множестве интерпретаций. Эмигрант - всегда чужак. Люди из бистро оказались чужими на своей родине и не стали своими на новой. Родители Мишеля даже после долгих лет жизни вместе не смогли преодолеть разделявших их культурных и мировоззренческих границ - в сущности это чужаки из разных миров, жившие будто по недоразумению в одной квартире. Его брат оказался в демократической Франции поставлен в те же условия, что заставляли бежать невозвращенцев из СССР, и его история в каком-то смысле закольцовывает тему. Хотя нет, по настоящему закольцовывает ее подружка Мишеля - еврейка Камилла - это еще один портрет эмигрантки. Ее жизни ничто не угрожает, она не живет в опасности, но представляет собой еще один тип эмигранта - человек, который не бежит с исторической родины, а, напротив, возвращается туда, но вот только выросла и была воспитана Камилла совсем в другой стране, а потому станет ли для нее Израиль родиной - это вопрос, так и оставшийся висеть в воздухе.

    Пожалуй, еще одна сильная тема в этой книге - это тема исправления ошибок. Это, как выясняется, понятие растяжимое и у каждого свое. Один из героев, Саша, отверженный товарищами из России перебжчик, в свое время думал, что "исправляет ошибки", удаляя с фотографий изображения "врагов народа". Мать Мишеля вымарала из своей жизни собственную ошибку - в виде его отца и своего мужа. Брат Мишеля попытался исправить свою ошибку - побегом из страны. Пожалуй, Мишель остается единственным персонажем в книге, который не вымарывает ничего, а пропускает все чувства, эмоции, людские истории через себя, страдая, но не желая поступиться ничем и никем и составляя мозаику под названием "человеческая жизнь. Символична и сцена похорон в финале, на которые пришло неожиданно много людей. Только смерть в действительности стала тем, что стирает различия, снимает противоречия, отпускает грехи. Хотя философия, которую Мишелю пытались привить его товарищи-эмигранты (противоположные друг другу по взглядам люди), является совершенно противоположностью этому постулату: "Ты жив, так что не смей жаловаться, для тебя нет ничего невозможного". Эти слова в очередной раз появляются уже в заключительных абзацах в противовес печальной реальности, становясь своего рода хэппи-эндом - настолько, насколько это в принципе возможно в данной ситуации. Недаром все таки общество, собиравшееся в задней комнатке бистро, называло себя негласно "Клубом неисправимых оптимистов"

    32
    3K