Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ready Player One

Ernest Cline

  • Аватар пользователя
    Аноним13 декабря 2017 г.

    Player one: ready or not

    Время критиковать писать рецензию на книгу «Первому игроку приготовиться», которую я читала на английском под названием «Ready player one», исключительно потому, что мне в таком виде название нравится больше (ну ладно-ладно, еще потому, что, читая книги на английском в метро, я получаю +10 к уверенности в себе и минус 10 к интеллекту). Книжку я начала читать после того, как посмотрела первый тизер фильма по ней, который выйдет в марте. Как человек, нежно любящий игры, я не могла пропустить книгу, которая игра, ну вы понимаете.

    К сожалению, меня ждало много разочарований, в первую очередь разочарование тем, что это чистый и незамутненный кидалт, и не из тех, которые можно читать в любом возрасте, а я уже не подросток, и вся вот эта подростковая боль мне уже непонятна и вызывает скорее смех… «Она улыбнулась мне, и мои ноги стали ватным», серьезно? Но на твердую троечку, может даже с плюсом, книга все же потянет.

    Но все-таки… как главный критик всего и вся на районе, я не могу не задавать сложные вопросы. Например, для кого эта книга? Как я уже написала, судя по глубине сюжета, сложности моральных проблем и романтической линии (особенно романтической линии!), целевая аудитория этого произведения — подростки 12-18 лет. Но о чем же эта книга? По сути эта книга о массовой культуре 80-х. И вот тут-то и начинаются вопросы. Ведь 80-е — это время молодости родителей современных подростков (И автора романа. Совпадение? Не думаю). Из всех перечисленных в этой книге шедевров массовой и гик-культуры того времени мне были знакомы только Монти Пайтон, Гандам да Пакман, но я ни смотрела ни первый, ни второй (старый), и не играла в третий… Игры вроде Joust’а мне пришлось гуглить, что такое консоль Atari я все еще не знаю… В общем, в чем смысл? Захотят ли современные подростки просвещаться об играх в пиксельной и векторной графике? Мне кажется, нет. Я понимаю, что автор, видимо, сам был знатным гиком и просто писал о том, что любил, но… но… В общем непонятно.

    Еще один интересный момент — это то, что автор, хоть и пишет про игру и во многом про ее создателя, не имеет никакого представления как делаются игры в 21 веке. Он все еще живет во временах простых векторных игр с одной механикой, где автор и придумывал идею, и писал код, и делал векторную графику, и даже писал текст. В его книге миллионер Дж. Халлидей сам спрогал кучу планет в своей игре, будучи вроде бы гейм-дизайнером… И тут у меня, как у работника игровой индустрии, возникает вопрос «Чтооооо?». Потому что даже в наши дни гейм-дизайнер уже ничего не программирует, а программист ничего не придумывает, и над созданием простой игры для смартфона работает по 10-20 человек… Конечно понятно, что описываемый миллионер — гений и савант, и ему можно уметь программировать, но учитывая, какая высокотехнологичная система этот OASIS, невозможно даже представить, чтобы над игрой трудилось меньше квадрилиона программистов. Еще больший интерес вызывают моменты, где автор утверждает, что кто-то что-то накодал сам (простите мой английский). А кто нарисовал все это? А кто левел-дизайнер? А кто контент-дизайнер? Кто тестировал, в конце концов!? По ходу автор не понимает. что все деревья, траву и прочее в игре рисуют 3D-художники, а не программисты, что расставляют объекты по уровням левел-дизайнеры, а не программисты, что механики игры придумывают гейм-дизайнеры, а не программисты… Ну вы понимаете. А если в создании чего-то — этой самой гонки за Яйцом — участвовали десятки и сотни человек, то вся конспирация теряет смысл… В общем, ранило меня в самое сердечко.

    Есть также вопрос сомнительной социо-экономической ситуации в книге, но в эти дебри я даже лезть не буду, а то эта рецензия превратиться в рассуждение о том, почему, даже если в 2030-м году кончится нефть (а она не кончится), США не станут жить хуже. Но все-таки это мешало мне жить читать.

    Про сюжет даже сказать нечего, потому что он ну… эммм… все было ясно с самого начала, в целом во всей книге было только два момента, где был хоть какой-то саспенс (и снова простите мой английский), и то они были созданы искусственно просто умалчиванием фактов, известных персонажу, от лица которого шло повествование. Плюс сюжет очень пострадал из-за тысяч и тысяч строчек, посвященных описанию разных, уже упоминавшихся выше, атрибутов гик-культуры 80-х, а также описаний OASIS’а — местной виртуальной реальности. Ведь все это автор стремится как можно подробнее разжевать, видимо, понимая, что большая часть его аудитории не отличит пакмана от джост и кастельванию от марио.
    Единственное, что мне понравилось — это персонажи. Видимо, поскольку автор книги по профессии сценарист, персонажи — его конек. Они получились более-менее интересные и объемные. Хоть у них и тупые подростковые проблемы вроде прыщей, школы и гормонов, это все-таки настоящие проблемы настоящих людей, а не как это часто бывает. Это приятно. Жалко, правда, что всем, кроме главного героя, было уделено так мало времени. Ну и, мне кажется, автору отлично удалось уловить то, как общаются современные подростки, за это ему тоже большой плюс. И, конечно, главная мораль книги, то, что важна не внешняя оболочка, а внутренняя красота, хорошо вписался в общие подростковые метания и позволил создать персонажей еще и внешне неидеальных, что всегда приятно, поскольку делается очень редко. Разве что Огден меня удивил как персонаж, живет себе в огромном доме и купается (почти в прямом смысле слова) в деньгах, когда вокруг него мир в огне…

    В общем, книжка норм, но, знай я, когда начинала ее читать, все, что я знаю сейчас, я бы, вероятно, не потратила на нее 500 моих кровных рублей (денежки мои, денежки Т_Т). Особенно после последней фразы. Главный герой получает девушку и состояние, и замечает, что ему больше не хочется вернуться в виртуальную реальность,. ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!

    P.S. На самом деле куда больше, чем от книги, меня бомбит от фильма Спилберга, который по ней снимают. Почему в экранизацию книжки с чисто бодипозитивной моралью взяли худых красивых актеров, которые даже не похожи на свои книжные описания?.. Почему это позволил сделать сам автор, выступающий на проекте сценаристом? джекичан И главное, зачем вообще теперь этот фильм, если книга и так слабая, а тут еще и мораль вырезали?..

    4
    155