Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним11 декабря 2017 г.

    Исторический роман о живых людях

    Любопытно читать исторический роман, который и сам уже стал частью истории. Немного забавно, спустя два века было читать о том, что в "нашем" прогрессивном девятнадцатом веке уже трудно представить что там было в косматом и неотесанном пятнадцатом. Сам Виктор Гюго известен как воспеватель героев французской революции, со многими из которых он имел тесную дружбу. Но "СПБ" затмил все прочие произведения Гюго. Почему? Наверное, все-таки, от того, что этот исторический роман похож на то, что принято считать историческим романом начиная с двадцатого века. Герои тут не забронзовевшие персонажи, а живые люди. Не случайно многим читателям симпатичен Клод Фролло, человек раскрутивший маятник разыгравшейся в романе трагедии. Я не из их числа, но тем не менее. Это говорит о том, что автор показал живого человека, а не его памятник, как это делали современники Гюго и его предшественники, в своих исторических романах. Скорее всего, именно дружба с архитекторами и художниками сказалась на столь искушенном описании Парижа средневекового и Парижа девятнадцатого века. И, конечно, собственная тяга автора к подробному рассматриванию и описанию архитектуры родного города. В послесловии автор немного слукавил, написав, что, мол, в последнем, восьмом по счету издании он решительно ничего не дописывал, а только добавил то, что было написано ранее. Мне лично показалось, что фрагмент, где он особо неприглядно описывает старого короля Людовика XI, он дописывал параллельно трудясь над "Отверженными". Однако, понятно что покажи, наверное, столь ярому приверженцу идеалов французской революции, как Виктор Гюго, хоть Ричарда Львиное Сердце или Юлия Цезаря, он сочтет в принципе любого монарха за типа, подобного Людовику XI. И если зреть не в мировом масштабе, а частными случаями, то, скорее всего, он прав. Не знаю, стоит ли предупреждать о спойлере, когда все итак знают сюжет, но дальше пойдет спойлер в деталях)


    Персонажи, основные персонажи романа, как я уже отмечал, люди. Степень их величия, так сказать, просто не рассматривается. Исключение, может быть, составляет бедолага Клод Фролло, до поры корпевший над учеными книгами. Его семь с половиной пядей во лбу сыграли с ним злую шутку. Он пал жертвой собственных амбиций. Отказ какой-то "небесной красоты" цыганки еще больше возвысил его над собой, так как, даже почитая ее за ангела, он посмел приговорить ее к смерти, упиваемый собственной значимостью. В то же время, его братишка, так же не видя краев, бесславно пал замахнувшись на гиганта Квазимодо.
    А сам Квазимодо показался мне не совсем правдоподобен. Увидев как его возлюбленную пытается снасильничать его наставник, он не поставил, так сказать, наставника на место, а просто бросился в обильные извинения, что лично меня немного покоробило. В итоге, нерешительность гиганта привела к тому, что Фролло осуществил свой садистский план Б. Съезди ему Квазимодо своевременно по щам - глядишь, и трагедии-то никакой не случилось бы. Ведь все равно укокошил потом бедолагу, но и Эсмеральды уже было не спасти.
    Сочинитель Гренгуар, мне кажется, это не срисованный с некоего жившего в те времена другого сочинителя, как утверждают переводчики, а никто иной как сам Виктор Гюго. Пусть выписан он не совсем порядочным человеком, но, во-первых, если по-крупному, то человек вполне порядочный и во-вторых, настоящий сочинитель и должен быть таким, в меру, часто на грани сующий свой нос в чужие дела, но всегда избегающий каких-то влипаний в истории, из которых ну совсем никак не выбраться. Хоть и грань совсем тонюсенькая - чуть не казнен был разбойниками, по пьяни женился, что тоже большая лотерея, хоть, конечно, тут ему повезло, ведь жена, красотка Эсмеральда, в определенный момент, в принципе, уже была готова к нормальной супружеской жизни с этим пройдохой, начиная прозревать по поводу слащавого Феба, и, наконец, практически организовал народное восстание, но сам в нем почти не поучаствовал и даже, будучи схвачен людьми короля, все таки за мятеж, умудрился выклянчить себе свободу. Настоящий сочинитель и должен быть такой. Правда, как иронично позже заметил автор, в истории сей тип остался лишь в программке никому не интересного представления на площади возле собора. Самоирония Гюго делает ему честь. Думаю, он не представлял, что войдет в историю именно с этим романом.
    Эсмеральда, чистое дитя. Когда говорят "влюбленная как кошка", наверное имеют ввиду как раз такой случай. Влюбилась в абсолютную пустышку, жизненно, прямо на все времена) Наверное неслучайно при ней ошивается козочка. Вот эти две козочки и наделали шуму. От Квазимоды она нос воротит, от Фролло воротит, подавай ей Феба и все. Типичная современная Эсмеральда. Кого не повесят суровые будни, те успешно окажутся замужем за козлом, коим, в том числе, без всякого сомнения, является гражданин Феб.
    О Фебе уже рассказал, козел'с. Флер-де Лиз того же поля ягода, что и Эсмеральда. У нее ведь тоже тяга к Фебу. Может быть, несколько более искушенная, в силу более широких возможностей. А так абсолютно тот же тип любительниц козлов.
    Затворница. Воистину трагическая судьба. Высшая степень невезения - не не ведать счастья, а знать что оно есть, на короткий миг обрести и тут же опять потерять. Мудрый автор призывает ее многочисленных прототипов в прошлом и будущем не быть затворницей, а просто взглянуть по сторонам. Ведь дочь она, оказывается, видела уже давно. И имела возможность стать любящей и любимой матерью и, опять таки, не дать раскрутиться маятнику трагедии. Но увы, конец печален...
    25
    636